Zombie Vikings: Обзор

Игра: Zombie Vikings
Платформа: PC, PS3, PS4, PSV, Wii U, XONE
Жанр: arcade
Дата выхода: 1 сентября 2015 г.
Разработчик: Zoink!
Издатель: Zoink!

Официальный сайт

Актуально для платформы: PS4

Инди-разработчики почти всегда отчаянные ребята. Те, кто хотят делать игры прилизанные, крупные и бьющие в целевую аудиторию, рано или поздно находят работу в «серьёзных» компаниях. Но если вы, например, Эдмунд Макмиллен (Edmund McMillen) и «собственное видение» для вас важнее, то вы остаётесь на вольных хлебах и делаете своё, странное и самобытное. Zoink Games — это как раз такой случай.

Их первая более-менее громкая игра, Stick It to the Man!, вызывала и симпатию и отторжение одновременно: в то время как объективные критики хвалили оригинальность, юмор и визуальный стиль, меня (да и не только меня) через пятнадцать минут после запуска начало мутить — настолько всё это казалось раздражающим. Именно поэтому, узнав о том, что шведы выпустили новую игру, я буквально заставил себя пройти её. Хотелось наконец понять, что такого талантливого в работах Zoink видят критики и стоит ли студия вообще внимания в дальнейшем.

«Скандинелфи!»

Один, совсем Один

Zombie Vikings — это одноклеточная кооперативная аркада, где вам с тремя друзьями нужно двигаться слева направо и забивать всё, что шевелится, на уровне. Суть этого процесса не менялась со времён Double Dragon, хотя в данном случае лучше ставить в пример Castle Crashers.

Дело начинается в Вальгалле, где старый одноглазый Один натирает свой посох (к слову, о качестве юмора — это вполне может быть тонким эвфемизмом). Процесс прерывает Локи, и боги начинают препираться в духе дешёвого ситкома, на фоне даже подставляются соответствующие «джинглы». После неистовых кривляний подлец похищает глаз Одина и уходит.

Для того чтобы вернуть его, из мёртвых воскрешаются четыре зомби (на самом деле шесть — парочку можно купить в качестве DLC). Все — яркие, странные типажи: женщина-ворона, мужчина, сросшийся с осьминогом, плохо говорящий ёжик и кокетливая бабища ростом под два метра. Они берут ключи от корабля Одина (который стоит на автосигнализации и моргает фарами) и идут ловить подлеца.

Чего точно не ожидаешь, так это того, что выбранный герой будет постоянно пытаться хохмить «в своём стиле», пока не начнётся сюжетная часть: на уровне встретятся какие-то мерзкие черви, и вроде бы начнётся нормальная аркада про драки.

Боевая система несложная; поначалу кажется непривычной, но со временем осваиваешься. Помимо основной атаки, которую можно накопить для мощного удара, у персонажей есть уникальная способность — раскидать окружающих осьминогом, разбросать взрывающиеся черепа или взорваться самому, нанеся урон окружающим. Ещё есть блок, пара уворотов, возможность атаковать с воздуха и всё в таком духе.

Байкл Мэй. В описании сказано, что каждый удар провоцирует взрыв.

Враги тоже не блещут. Их всего четыре типа: обычный, толстый, кидающийся бомбами, здоровый «полубосс». От уровня к уровню меняется только внешность: червяк, привидение, рыцарь, селянин, кот. Поведение остаётся прежним, поэтому выработанная в первые полчаса тактика боя вполне удержится до финала.

Но вот что странно: пройдя первый уровень, я, к своему удивлению, напоролся на длинную кат-сцену с фирменным юмором. Подконтрольные зомби разрубили на глазах червяка-мамы её сына на кусочки (которые тут же уползли). На что она радостно восклицает: «Ура! Я всегда хотела большую семью! Хотя стоп, где я найду деньги на четыре стипендии в колледже?!»

И это только начало безумия. Оказалось, разработчики пошли наперекор законам жанра и здравому смыслу: они сделали игру максимально насыщенной сюжетно. Вокруг постоянно происходит какая-то дичь, и это прямо сказывается на игровом процессе, а суммарная продолжительность всех роликов стремится к длине полнометражного фильма.

Незамолкающие мертвецы

Локи тем временем толком ничего не делает с глазом Одина и ищет себе защитника, например старую ведьму, которая требует полировать её котёл (нет, вот здесь я точно уверен насчёт эвфемизма), или капитана команды спортсменов на стероидах. Предстоит пройти через всех этих персонажей, увидеть пять микросюжетов длиной в несколько уровней и всё-таки спасти мир.

Спустя два часа игры ни с того ни с сего начинают раскрываться детали биографии главных героев: как они умерли и почему они выглядят именно так, с перьями или осьминогами. При этом адовая абсурдность сюжета только нарастает, а шутки градом валят буквально каждые десять секунд. Это может прозвучать как комплимент, но на самом деле нет: чувство юмора у авторов странное.

Ой, не спрашивайте. Да, эта радуга — не просто из-за спины.

Создаётся впечатление, что сценарий писался коллективно и совершенно не фильтровался, потому что рядом с действительно удачными гэгами соседствуют целования прыщавых задниц. И всякое в духе «у меня потерялась кошечка, а Интернет ещё тысячу лет не изобретут». То же справедливо и для визуального стиля: в худшие моменты это скатывается чуть ли не на уровень «Шоу Рена и Стимпи».

Как к этому относиться — сложно сказать. Иногда от чуши, которая творится в кадре, становится стыдно, но изредка всё-таки смешно. И в определённой степени даже любопытно. К тому же события прямо влияют на игровой процесс, поэтому волей-неволей приходится следить.

Ничего экстраординарного игра не предлагает, но в рамках скромных геймплейных возможностей пытается развлекать: то заставит гномов ловить, то курицами швыряться. В одной сцене за нами гонится разъярённая толпа, в другой — приходится прыгать по конвейерным лентам на заводе по производству газировки. Не бог весть какое разнообразие, конечно, — всё равно приходится бить те же четыре типа противников. Но у этого хотя бы каждый раз новый повод.

Куда больше интереса прохождению добавляет то, что игра вынуждает использовать каждого героя по очереди. Формально персонаж просто должен быть в команде, но если у вас нет приятеля, то в онлайне кого-то найти невозможно. Поэтому пользователя буквально заставляют познакомиться с каждым. Хотя играть в компании, конечно, веселее, но это стандартная практика, и заслуги самой игры в этом нет.

Благодаря очень разной скорости и суперприёмам тактика боя у каждого зомби здорово различается. Как различаются и «апгрейды», доступные для приобретения между миссиями: можно выбрать из широкого ассортимента мечей с разными бонусами, а вдобавок взять руну, восстанавливающую здоровье или позволяющую швыряться своими союзниками.

На каждом уровне, кроме того, спрятан дополнительный квест, никак не связанный с сюжетом, но каждый раз «сделанный вручную» и с неожиданной развязкой. Бабушка ищет своего кота и всё время ссылается на то, что узнает его по запаху; оказывается, старуха держит скунса за домашнее животное. Или девочка, застрявшая в дыхале кита: когда я с трудом её вытащил, она заорала: «Я просила о помощи, чтобы кто-то пропихнул меня внутрь! Там должны быть сокровища!»

Подумать страшно, как будет восприниматься игра, если пропускать кат-сцены, которые объясняют, зачем вы играете в футбол против бабочек.

***

Идея создать кооперативный beat ‘em up с упором на сюжет — плохая. Так не делают, потому что это не работает. При игре с друзьями никто не хочет вчитываться в диалоги и запоминать героев (тем более что сюжетная часть длинная — за один присест её не пройдёшь), а к одиночеству жанр не располагает: боевая система всё-таки недостаточно сложная, чтобы быть по-настоящему интересной.

Но нужно признать: проделано много работы, есть чётко выдержанная стилистика (пускай и «сортирная»), которая вполне может кому-то прийтись по душе. Но других козырей у игры нет, а упомянутых «Рена и Стимпи» любит весьма узкий круг фанатов. Поэтому и среднестатистическому игроку останавливаться на Zombie Vikings, пожалуй, незачем.

Плюсы: проработанный сюжет; некоторые удачные шутки; очень разные «на ощупь» персонажи; разнообразие игровых ситуаций.
Минусы: сомнительная стилистика; некоторые неудачные шутки; слишком большая ставка на историю; не самый интересный бой; малое количество видов противников.

Источник: stopgame.ru