X Rebirth: Обзор

Игра: X Rebirth
Платформа: PC
Жанр: simulator
Дата выхода: 15 ноября 2013 г.
Разработчик: Egosoft
Издатель: Deep Silver
Издатель в России: Бука

Официальный сайт

Космические симуляторы зародились когда-то очень давно, во времена Elite и Space Raiders. Их история довольно запутанна, а выявить родоначальника жанра не берутся даже матерые его почитатели. Но звание эталона со временем заслужила серия игр X от немецкой компании Egosoft. На заре 21-го века, в 1999-м году, X: Beyond the Frontier положила начало линейке космосимов с неповторимой романтикой бескрайних просторов Вселенной, освоением секторов и футуристичными сражениями с пиратами. Тогда долгие часы межзвездных грузоперевозок и витиеватые диалоги в крайне агрессивном окружении увлекали не меньше схожих в концепции «Корсаров» и «Дальнобойщиков». Но времена меняются, как и предпочтения, набрались опыта и сами разработчики X. Серия должна была переродиться. X Rebirth ждали долгие годы. Но никто даже в самых страшных кошмарах не мог предположить, что в период перезапусков разной классики Egosoft может упасть лицом в грязь.

На среднем плане «Скунс Альбиона» — единственный корабль, доступный на протяжении всей игры.

Одиссея в X-Вселенную

С самого начала и до самого конца X придерживалась концепции большой песочницы. Игрок оказывался в гуще событий в качестве неопытного пилота корабля. Он выживал, торговал и исследовал мир. С помощью сюжета игра показывала, чем можно заняться. В X он никогда не имел особой роли, как, например, в Mass Effect. Рано или поздно вы отправлялись на покорение звездных просторов. X Rebirth в похожем ключе использует сюжетную линию для комфортного погружения новичков в «X-Вселенную».

Мир X всегда был огромен. Он состоит из секторов. Они представляют собой небольшую область космического пространства, не связанную напрямую с другими секторами. Построенные древней расой Предтечей звездные врата являются порталами для прыжков между кластерами — объединениями секторов. Например, X3: Terran Conflict включала порядка 200 таких областей. В X Rebirth их значительно сократили в количестве и размерах, поделив сектора на зоны. Egosoft объясняет такое решение желанием сделать каждую область уникальной и запоминающейся.

И, надо отметить, дизайнеры потрудились на славу. Любая модульная станция для торговли, производства или базирования флота отличается чем-то особенным. А поблизости непременно располагаются различные объекты вроде астероидов, погибшего корабля, гигантской звезды или космического мусора. Общее количество интересностей на каждый сектор увеличено в разы. Гигантские махины, истребители, торговцы и многие другие NPC в невероятном количестве населяют X Rebirth. Причем они честно перемещаются между ключевыми точками. Торгуют, воюют, общаются между собой и реагируют на действия игрока. С помощью новой физики мы можем даже «притянуться» к большому звездолету и путешествовать вместе с ним.

Для перемещений между зонами секторов проведены скоростные магистрали. Достаточно влететь в поток — он подхватит вас и умчит к ближайшей точке выхода. По схожей схеме отныне осуществляются и межпланетные перелеты. Авторы с их помощью решили избавить игроков от долгих часов ожиданий пути, хотя на деле ситуация изменилась слабо. Перевозки грузов все так же занимают непозволительно много времени. А вот звездные врата теперь не работают. В X Rebirth с ними произошла неизвестная неполадка, отключившая все порталы. На этом событии завязана часть сюжета.

Межсекторные магистрали и межкластерные супермагистрали выглядят именно таким образом. Они подхватывают наш корабль и несут в потоке, пока мы не сбросим скорость.

Анатомия X Rebirth

С самого начала мы оказываемся в секторе Альбион. Корпорация Джонферко выстроила по всему космосу магистрали на базе трансорбитальных ускорителей. С их помощью в свободных секторах было начато строительство крупных поселений с филиалами ключевых отраслей экономики. Вот только после отключения порталов наладить связь между населенным областями космоса оказалось сложно. Содружество Планет развалилось, и появился Альянс Миров с целью восстановления привычного уклада жизни, торговли и развития.

Главная цель в X Rebirth — максимально посодействовать Альянсу. На фоне слухов о возможности восстановить врата в космосе начинают действовать разные силы. По сравнению с X3: Terran Conflict в мире произошли значительные перемены. Некоторые сектора, будучи отрезанными от государственных объединений, изменили производственные цепочки, стали ориентироваться на иные ресурсы и принимать совершенно неожиданные политические решения, чтобы выжить в непростые времена. Поклонники серии по достоинству оценят столь глубокое погружение в историю X.

X Rebirth пронизана свободой действий, которая приправлена перемещениями по станциям, посещениями отсеков на собственном корабле, общением с NPC, улучшенным искусственным интеллектом и, конечно же, измененной в лучшую сторону графикой. Отдельной похвалы заслуживает потрясающего качества звук. Конечно, в космосе он не распространяется, но X Rebirth полна впечатляющих аутентичных звуков работающих заводов, проносящихся рядом астероидов, эффектов взрывов и потрясающих мелодий композитора Алексея Захарова. Первые впечатления от игры дарит именно ее атмосфера!

Тогда же, на ранних этапах исследования Вселенной, мы познаем особенности геймплея. Второстепенный персонаж в лице напарницы Йиши (Yisha) периодически помогает нам в прохождении. Судя по всему, именно о такой помощи говорили разработчики, когда обещали низкий порог вхождения для новичков — легкий и ненавязчивый режим обучения в рамках общей истории. Для этого также был заменен замысловатый интерфейс X3: Terran Conflict на взаимодействие с NPC. Индикатор состояния корабля и прочая информация, которая раньше занимала место на экране, была перенесена к бортовым элементам кокпита.

В игре сильно упрощенное управление, которое явно заточено под геймпад. В X Rebirth применяются круговые меню с мелким текстом для приказов, торговли и выбора иных действий. Egosoft не предусмотрели никакой кастомизации интерфейса. Протагонист помещен внутрь корабля с видом от первого лица. Очень жаль, но повертеть головой и осмотреться мы не можем. Нельзя отрегулировать и уровень FOV для расширения угла обзора. Из-за этого весьма интересная система боя становится неудобной. Приходится быть начеку — фланги не просматриваются, а тыл вечно уязвим. Хоть какого-то комфортна удается достичь с помощью контроллера с аналоговыми стиками. Любопытно, что X Rebirth не поддерживает джойстики для авиасимуляторов.

В X Rebirth можно прогуляться по внутренним помещениям «Скунса Альбиона».

Блестящая экономика

Для расширения своего космического бизнеса мы вправе создавать собственные станции. Нанимаем строительную платформу, размещаем на ней автоматизированных сварщиков, выбираем местоположение будущей базы и ее тип. Затем привозим все необходимые ресурсы. Причем имеется возможность завербовать для этого торговцев-NPC. Прогресс возведения отображается визуально — появляются новые модулей. Весь процесс занимает значительную часть игрового времени. Но нам вовсе не обязательно лично присутствовать на стройплощадке. Можно, например, отправиться шпионить за конкурентами.

В целом экономическая система серии всегда была подвержена сложным процессам. Общая мировая обстановка, войны и конкуренция могут выбить ее из равновесия. Так, например, на фабриках и станциях товары и ресурсы имеют свойство накапливаться. Если их становится слишком много, то цены начинают падать. Запасы истощаются во время войны или разбоев — тогда цены растут. Динамичная экономика всегда была коньком немецких разработчиков. Egosoft, в свою очередь, серьезно завязала систему ценообразования на игровых событиях.

Приятно осознавать, что в X Rebirth экономику отшлифовали до блеска и подчинили здравой логике. Те же ресурсы не появляются на складах станций или добытчиков просто так из воздуха. Все зависит от уровня производства фабрик и их расположения. При избытке товара все больше NPC прилетают за ним, забирая все доступные единицы и переправляя их в другую звездную систему. Там они опустошают трюм своего корабля и пополняют запасы местных станций. Игрок может повлиять на конкуренцию в секторах и использовать динамику цен в своих интересах.

С конкурентами не обязательно так церемониться. Каждый сам решает для себя, чем он будет заниматься. Торговля — это лишь связующее звено аспектов всей X Rebirth. Игрок волен отправиться на исследование бескрайних просторов Вселенной уже с самого начала. Режим «свободного полета» минует обучающую часть в виде сюжетной кампании. Битвы с пиратами, строительство новых станций, покупка космической мануфактуры или наем агента… Огромное количество занятий, свойственное всей серии, вернулось в Rebirth.

Завязать бой и сбежать

Нет дыма без огня, как говорится. Завидев удаленный бой, вы можете принять решение вступить в сражение или дождаться, когда все корабли ослабнут. Вам это не напоминает Assassin’s Creed 4: Black Flag? В отличие от прежних частей серии, отдаленные вооруженные разборки полностью идентичны ближним, в которых участвует сам игрок. Даже в соседней зоне NPC маневрируют и уклоняются от снарядов, используют разные орудия для поражения быстрых или медленных целей, захватывают слабых и бегут от сильных противников.

Для того чтобы обеспечить себе достаточную безопасность в X Rebirth, потребуется нанимать конвой. Если на пути встречаются враждебно настроенные флотилии, то необходимо тщательно спланировать свои действия. С помощью системы приказов мы распределяем роли между союзниками, выбираем нужное оружие и определяемся с местом столкновения. Разработчики клятвенно заверяют, что NPC теперь адекватно реагирует на бои близ крупных станций. Теоретически мы стравливаем своих бронированных союзников с крупными кораблями врага, после чего выполняем небольшие задания по выводу из строя уязвимых точек соперника. На практике мне так и не встретилась подобная ситуация.

Даже в космосе бывают небольшие заторы на подступах к крупным центрам.

X Rebirth может похвастаться системой разрушения. В зависимости от места попадания повреждается конкретный модуль. Таким образом, корабли выводятся из строя постепенно. Жизненно важные узлы необходимо идентифицировать в первую очередь и подорвать их. В игре предусмотрены несколько типов вооружений для эффективного выполнения задачи. Пушки можно менять, совершенствовать и даже терять в бою. Тактический выбор происходит между быстрозарядными и медленными плазменными орудиями для разрушения мощных щитов. Их можно ставить на турели или дополнять ракетами. Разработчики обещали сражения с десятками кораблей. Однако мне пока так и не повстречались хорошо вооруженные крупные флотилии.

Падение звезды

Рассказывать о возможностях X Rebirth можно бесконечно долго. Недаром мануал с кратким описанием занимает 50 страниц. Создание игры длилось очень долго. Вот только Egosoft явно не хватило еще бог знает сколько времени для полноценного завершения проекта. Он просто изобилует багами и недоработками. Причем на уровне движка, а не скриптов, как это было с «Корсарами 3» 2005-го года выпуска. «Акелла» тогда тоже обещала перезапуск серии.

Egosoft втоптала в грязь все надежды поклонников увидеть качественное перевоплощение серии X во времена впечатляющей графики и безмерных геймплейных возможностей. И ведь уже начинаешь верить в сказки, когда технологии зашли так далеко, что даже инди-проекты при минимальных затратах предлагают феноменальные по размерам миры, сравнимые как раз с необъятными космическими просторами. X Rebirth впечатляет своей глубиной, но сильно разочаровывает после нескольких часов знакомства с ней и просто добивает спустя несколько дней прохождения.

Если отмести в сторону потенциально излечимые патчами и DLC недостатки в виде скупого на события сюжета, неудобного управления, ужасной анимации персонажей, их озвучки и накапливаемого со временем дисбаланса экономики, то X Rebirth наносит второй удар под дых: бесконечные проблемы с вылетами, крайне слабая оптимизация графики, ошибки в многообещающем физическом движке, отсутствие вменяемой системы перемещений между секторами, невозможность поменять корабль, несовершенство AI, урезанные элементы геймплея и так далее…

Многие концептуальные идеи действительно могли неплохо помочь игрокам в прохождении. Например, магистрали и супермагистрали должны были сократить время перемещения между ключевыми областями. Но космические хайвеи на деле лишь заставляют по несколько минут таращиться в экран в ожидании конца путешествия. И поскольку теперь просто исчез автопилот, при выходе из потока необходимо сохранять предельное внимание к окружению, где могут оказаться враги или опасные объекты.

Проблемы X Rebirth не столько в геймплее, сколько в технических аспектах. С игрой явно что-то не так, если она лишь изредка работает без тормозов на топовых конфигурациях компьютеров. Удерживает у штурвала только улучшенная графика на базе совершенно нового движка собственной разработки Egosoft специально для перерождения серии X. Безупречными удались только пейзажи и космические объекты. Интерьеры и персонажи создавались с заметным трудом. Хваленый движок ПК-эксклюзива не знаком даже с современным набором библиотек DirectX 10/11. Как результат — тени и различные эффекты роняют производительность в ноль в не самых ожесточенных битвах.

На станциях мы высаживаемся для найма команды, вербовки торговцев, ремонта корабля, покупки ресурсов, вещей и так далее.

Мы очень хотели поставить X Rebirth хорошую оценку. Просто потому, что любим серию X. Романтика космоса представляет особую ценность сегодня — в годы дефицита качественной научной фантастики. Невзирая на баги и ошибки, мы увлеченно сражались с врагами новоиспеченного Альянса, узнавали детали исчезновения древних, совершали вояжи сквозь пространство и время… Но игра отчаянно пыталась испортить впечатление, то и дело вылетая на рабочий стол, не загружая сохранения и впадая в ступор во время диалогов. Ощущение участия в закрытом бета-тестировании какого-то еще очень сырого продукта не покидает ни на минуту.

***

В скитаниях по «X-Вселенной» мы радуемся красивым пейзажам космических просторов за штурвалом собственного корабля с командой и даже помощницей в кресле второго пилота. X Rebirth должна была стать грандиозным космическим симулятором. Должна была. Но не стала. Egosoft не удалось обеспечить игре плавный старт в нормальном техническом состоянии. Вместо ожидаемого фурора давние поклонники и новички получили неотесанную болванку, в которую не только сложно играть — ее запустить удастся далеко не на каждом компьютере. Разработчики уже извинились за свою оплошность. Хотя патчами исправить то, что они натворили, будет очень сложно, если вообще возможно.

Плюсы: Огромный и детально проработанный мир; обширная энциклопедия и воссозданная история предшествующих событий; богатый на случайные события режим свободной игры; отточенная экономика и строительство; система повреждений; возможность изучать станции изнутри; ролевая система; замечательные космические пейзажи и потрясающий звук.
Минусы: Графический движок требует серьезной доработки; технические проблемы невозможно исправить парочкой патчей; упрощение геймплея по сравнению с предшественницами; отсутствие выбора кораблей; анимация и озвучка персонажей не выдерживают никакой критики; дисбаланс имеет свойство накапливаться уже к середине кампании; несмотря на высокую стоимость, разработчики предложили крайне сырой продукт.

Источник: stopgame.ru