Railway Empire: Обзор

Игра: Railway Empire
Платформа: Linux, PC, PS4, XONE
Жанр: strategy
Дата выхода: 26 января 2018 г.
Разработчик: Gaming Minds Studios
Издатель: Kalypso Media Digital

Официальный сайт

Актуально для платформы: PC

Жанр стратегий велик и разнообразен. Есть в нём множество поджанров — военные, экономические, непрямого контроля, в реальном времени и пошаговые, в историческом или фантастическом антураже… Если зарыться в самую глубину подобной классификации, то можно обнаружить такого удивительного зверя, как симулятор железнодорожного магната.

Все эти годы жанр не стоял на месте, а развивался и эволюционировал. Одной железной дорогой разработчики теперь не ограничиваются — сейчас из подобных игр в моде «тайкуны», охватывающие весь спектр транспортных средств, включая автомобили и авиацию.

Но есть и те, кто помнит, как всё начиналось. Railway Empire от Gaming Minds Studios (эта немецкая студия приложила руку к таким сериям, как Patrician и Port Royale) — классический симулятор именно железной дороги в не менее классическом сеттинге железнодорожного бума в Северной Америке XIX века.

«Мультяшное» оформление явно не формирует серьёзное отношение к игре.

Go West, young man

Не стоит путать симуляторы железнодорожного магната с симуляторами подвижного состава. В последнем случае игрок берёт на себя роль машиниста поезда и его задача — в срок и без критичных последствий доставить груз или пассажиров из пункта A в пункт B. Достоверное расположение заклёпок на котле какого-нибудь Rocket (один из первых английских паровозов) и реалистичная система управления с необходимостью соблюдать все правила движения — по вкусу.

«Тайкун» — это совсем другое. Тут приходится мыслить на стратегическом уровне, а сами поезда и железные дороги — лишь инструмент зарабатывания денег. Причём существуют и другие способы пополнить счёт в банке: игра на бирже, покупка и развитие собственных промышленных предприятий. Railway Empire — именно об этом.

Время и место действия игры выбраны не случайно — в США XIX века железная дорога сыграла огромную роль в освоении новых владений Западного побережья. Авиации и автомобилей ещё не было и в помине, а гужевые и водные средства передвижения не могли полноценно удовлетворить растущие транспортные запросы молодого государства. К тому же, если сравнивать с Европой, на североамериканском континенте ещё не существовало развитой дорожной системы, поэтому любое путешествие на запад представляло собой настоящее испытание (к слову, именно подобным экспедициям посвящена одна из первых видеоигр в истории — The Oregon Trail).

Создание железнодорожной сети могло стать (и стало — чуть позже, во второй половине XIX века) настоящим спасением для логистики всей страны. Как и положено в капиталистическом обществе, освоение нового вида транспорта отдали на откуп частному бизнесу. Государство всячески содействовало тем энтузиастам, кто решил взяться за строительство железной дороги: к примеру, земли на расстоянии 10 миль от путей отдавали в собственность владельцу дорог, а целевые займы и кредиты были весьма и весьма выгодными.

Опять же, как положено в капиталистическом обществе, особо продуманные ребята не преминули воспользоваться подобными преференциями. Ради тех самых земель и субсидий (выдаваемых из расчёта длины дороги) пути старались делать как можно более длинными и извилистыми, иногда нарочно игнорируя более короткий маршрут (в отдельных случаях властям пришлось заставить «выпрямить» подобные дороги). Весьма важный для местного населения вопрос, через какой именно город будет пролегать дорога, зачастую решался с помощью немалых взяток владельцу железнодорожной компании.

Время от времени нам показывают такие газеты, где отражены как игровые, так и различные исторические события.

А тут ещё и Гражданская война подоспела, во время которой поезда сыграли далеко не последнюю роль. Возможность быстрой переброски войск и ресурсов была весьма важна, что тоже повлияло на развитие этого вида транспорта. Не обошлось и без занятных эпизодов, связанных с железной дорогой на этой войне: тут и первые бронепоезда. и Великая паровозная гонка. Наконец, в 1869 году завершилось создание первой трансконтинентальной железной дороги, соединившей Западное побережье с центральными и восточными районами страны, что обеспечило огромный скачок экономики всего государства.

Короче говоря, время было весёлое. Как ни странно, дух этой великой эпохи в игре ощущается в полной мере, несмотря на довольно специфический жанр, не располагающий к подобному погружению. Видно, что города растут и приходят в упадок именно благодаря действиям игрока и его компьютерных оппонентов, ради прибыли владельцы компаний могут пойти на всё, а создание эффективной транспортной системы значит для экономики всей страны многое. Особенно хорошо это заметно во время прохождения кампании, которая заодно представляет собой и обучение основам игры.

Дебет и кредит

Кроме кампании (весьма короткой, надо сказать, — всего пять глав) в наличии отдельные сценарии, свободный режим и «песочница». В последней нет необходимости зарабатывать деньги, все возможности для постройки собственной железнодорожной сети доступны с самого старта. В сценариях необходимо достичь определённых целей для успешного завершения миссии; порой задания достаются весьма нетривиальные.

Но основной режим в подобных стратегиях — это, конечно, свободная игра, где можно заниматься возведением железнодорожной империи в своё удовольствие. Забегая вперёд, скажу, что в нашем случае список заданий всё-таки имеется: чтобы получить высшую оценку по завершении игры, необходимо достичь определённых показателей за 20 лет.

Можно переключить камеру на вид из поезда. Смотрится красиво, если не обращать внимания на непропорциональный масштаб.

Целиком всю Америку разработчики не потянули, поэтому страна разделена на пять частей, каждая из которых представляет собой отдельную карту. Различаются они не только расположением городов, но и рельефом — например, на западе местность довольно пустынная, а прибрежные города и вовсе находятся за горной грядой, через которую протянуть рельсы попросту не получится. Кроме карты можно определить год начала игры: есть выбор с 1830-го по 1910 год — с интервалом в 20 лет выходит полдесятка вариантов. Наконец, мы решаем, откуда стартовать и кто будет управлять компанией. От последнего зависит, какой бонус получит игрок: например, мошенница тратит на 20 % меньше денег при покупке локомотивов и во время аукционов, а отставной генерал может строить пути с приличной скидкой.

Основной задачей игрока станет заработок денег — само собой, он должен быть высоким и стабильным. Прибыль, как и положено, складывается из баланса между доходом и расходом. Доход может быть получен несколькими способами: грузоперевозками, выполняемыми нашей компанией, доставкой почты и пассажиров и так далее. Расходы, кроме покупок паровозов, строительства станций и путей, складываются из техобслуживания поездов, зарплат персонала и выплат процентов по кредитам.

Экономика в Railway Empire не статична, а развивается в зависимости от состояния железнодорожной системы в стране. Кроме городов по карте разбросаны различные фермы, рудники, нефтедобывающие станции и прочие источники ресурсов. Эти самые ресурсы необходимо доставить в города, в каждом из которых есть спрос на определённые товары. Например, если в поселении находится пивоварня, то для успешного производства напитка необходима пшеница. Пиво, в свою очередь, может быть источником спроса в другом городе — приходится выстраивать логистические цепочки для обеспечения наибольшей прибыли.

Когда спрос удовлетворён более чем на 60 %, численность городского населения начинает расти. Чем больше жителей, тем больше предприятий можно построить в городской черте и тем больше потенциальных пассажиров и получателей корреспонденции и посылок. Кроме того, в развитых городах выше спрос на большее количество товаров. Получается взаимовыгодное сотрудничество железной дороги и жителей окрестностей: нам — деньги за обеспечение товарами и ресурсами, им — развитие экономики и удовлетворение всех потребностей.

Чем больше поездов в собственности, тем сложнее разобраться в происходящем.

«Голубой вагон бежит, качается»

Поставить станцию в нужном месте и соединить её рельсами с городом мало — необходимо закупить локомотив и определить его маршрут. Кроме банальных перевозок между двумя точками можно достаточно тонко настроить путевой лист: какой груз выгружать и получать на каждой станции, определить приоритет погрузки и очерёдность посещения станций. Разные модели паровозов становятся доступны постепенно, в зависимости от продвижения по дереву исследований. Последнее здесь весьма обширно и не ограничивается лишь подвижным составом. Но если присмотреться, то разница между улучшениями не так уж велика: за разными описаниями скрываются банальности вроде увеличения прибыли от перевозки груза на n %.

Как только количество поездов на одном пути станет больше единицы, игрок столкнётся с одной весьма неприятной особенностью Railway Empire. Дело в том, что здесь либо забагованная вконец, либо весьма сложная для понимания система стрелок и семафоров — а скорее всего, и то и другое. Даже если попытаться развести два пути на разнонаправленное движение согласно инструкции, поезда всё равно могут застрять, уперевшись в сигнал остановки, хотя рельсы впереди совершенно свободны. Вместе с этим каких-то сложных развязок для перестановки составов на станции делать не надо — поезд сам по себе «перевернётся» на путях и спокойно поедет в обратную сторону. Заигрывать с реалистичностью смысла нет — потраченные нервы того не стоят. Куда проще включить в настройках упрощённый режим путей, при котором составы проходят друг сквозь друга при движении на одной дороге. У компьютерных оппонентов, кстати, такой режим включён постоянно — у них, видимо, тоже проблемы с системой семафоров.

Сами соперники, по идее, должны побуждать игрока бороться за доминирование именно его компании на карте. Но инструментов для этого маловато. Можно, например, отправить к оппоненту шпиона или провокатора (либо обнаружить у себя такого же), но погоды эти ребята не делают. Да, есть аукционы, но особой логики в том, как в них участвуют соперники, не видно. Кроме того, есть определённые подозрения в том, что ИИ немного читерит, — уж слишком резко порой активы одного из конкурентов начинают расти без видимых на то причин.

Проверить или повлиять на это вряд ли получится — кроме всего прочего, здесь на редкость неинформативные для жанра интерфейс и функциональность статистических данных. Чем больше станций и активных путей, тем сложнее понять, что вообще происходит. Railway Empire, конечно, не претендует на звание серьёзного симулятора, но это не значит, что надо забыть о банальном удобстве.

Наверное, инвестиции в алкогольный бизнес будут оправданны — до сухого закона ещё далеко.

Кроме того, в игре есть довольно большой пласт механики, мало влияющий на происходящее. К примеру, персонал — есть конторские служащие, есть экипаж локомотивов, различные сотрудники вспомогательного уровня (те же шпионы или охранники). Но если не уделять им должного внимания (тот ещё микроконтроль), то ничего особо страшного не произойдёт — вполне реально построить успешный бизнес без возни с каждым машинистом или проводником.

***

Railway Empire получилась очень «казуальной», будто специально рассчитанной лишь на новичков. Вместе с тем недружелюбный интерфейс, баги и беззубость оппонентов приводят к тому, что стоит слегка освоиться в происходящем на экране, как наваливается скука. Многое можно было бы простить, будь в игре мультиплеер. Но его, как понимаете, нет. И, судя по информации от разработчиков, не планируется вовсе. Пройти кампанию и сценарии можно, сыграть пару раз в свободном режиме… и всё — на этом интерес к стратегии угасает. Приговор для представительницы жанра, где реиграбельность невероятно важна.

Плюсы: отлично передан дух эпохи освоения Дикого Запада; игра будет хорошим стартом для желающих познакомиться с жанром.

Минусы: странная реализация стрелок и семафоров; отсутствие сетевой игры; упрощения во всём; неудобный интерфейс; скудная статистика.

Источник: stopgame.ru