Лучше бы я пропустил Final Fantasy XV

Игра: Final Fantasy XV: Windows Edition
Платформа: PC, PS4, XONE
Жанр: action, rpg
Дата выхода: 6 марта 2018 г.
Разработчик: Square Enix
Издатель: Square Enix

Официальный сайт

Как известно, люди делятся на две категории: одни любят западные — американские и европейские — RPG, а другие — японские. Мои первые «любови» в этом жанре — Morrowind, Planescape: Torment, Baldur’s Gate и Fallout. Поэтому очевидно, что я отношусь к первой категории. Попытки полюбить «японщину» предпринимались не раз, но без особого результата. Отдельные проекты казались более-менее интересными, но то были скорее исключения, подтверждающие правило. В большинстве таких игр мне не нравятся излишне наивный, детский и пафосный сюжет, отсутствие интересных квестов, обилие «гринда», неудобное управление, примитивные диалоги и выстроенная на «репите», то есть на постоянном самоповторе, боевая система.

Тем не менее, после того как стало известно, что Final Fantasy XV выйдет на самой православной платформе, я сразу решил, что обязательно попробую поиграть. Слишком уж заманчиво звучит описание, обещающее переход в открытый мир, динамичную боевую систему, отличную от Active Time Battle, многочисленные побочные квесты и другие новаторские для «Последней фантазии» вещи. Быть может, всё это изменит мое мнение о жанре JRPG, откроет передо мной новый дивный мир и заставит с упоением изучать и другие игры серии? Я, скажу честно, очень этого хотел.

Вот что значит «большой босс».

И вот теперь, отыграв несколько десятков часов, я решил составить не мнение даже и не обзор, а этакую инструкцию для таких же, как я, идейных «пекарей», предпочитающих западные RPG на PC, — чего им ждать, если они всё-таки решатся перейти на другую сторону Силы и попробовать эту диковинку. Говорить буду предельно конкретно, субъективно и по пунктам.

Final Fantasy XV — это действительно стильно, но странно

Там, где авторы Kingdom Come: Deliverance прорабатывают сложную механику, связанную с разными слоями одежды, которая по-разному защищает, намокает и пачкается, авторы Final Fantasy XV предсказуемо заботятся в первую очередь о том, чтобы костюмчик сидел, то есть чтобы герои были модно и молодёжно одеты. Поэтому первая встреча с принцем Ноктисом и его друзьями человека неподготовленного повергнет, скорее всего, в лёгкий шок — все они выглядят как сладкие мальчики, сошедшие со страниц гламурных модных журналов. А первая же встреченная нами девушка, Синди, работающая на автостанции, естественно, одета как порнозвезда.

Понятно, что все японские ролевые игры пекутся о стиле и внешности своих персонажей, но в данном случае получается диссонанс между внешностью героев и тем, что происходит вокруг. Ноктис со товарищи ходят в берцах и кардиганах, используют смартфоны и разъезжают на модной «тачке», но при этом они сражаются с древними богами и гоблинами, машут огромными мечами, кидаются огненными шарами и периодически скачут верхом на каких-то страусах, точнее, на птичках чокобо, — местами от этого веет то ли комедией, то ли бредом. Особенно резок контраст между Ноктисом и его отцом, королём Регисом: сын выглядит как современный, модный парень азиатского происхождения, который оставляет большие деньги в салонах красоты, а его отец — как типичный средневековый король.

Не спорю, в итоге получается достаточно необычный, стильный сеттинг, но многим он может показаться, скажем так, странноватым…

Какая же FF без чокобо?

Сюжет скроен из штампов, слёз и пафоса

Сюжеты в японских RPG бывают более или менее сложными, но, как правило, здесь всё достаточно прямолинейно, наивно и про очередное спасение мира. В какие-то сложносочинённые дебри на моей памяти залезали только авторы серии Persona, хотя я тут не специалист, поэтому ничего утверждать не буду.

В любом случае в Final Fantasy XV расклад становится ясен практически с самого начала. Всё чётко разделено на хороших и плохих. Хороший принц и его друзья из королевства Люцис, которое хранит какой-то там важный Кристалл, сражаются с плохой империей. Есть ещё хорошая и предельно симпатичная девушка Лунафрейя, местный оракул, обеспечивающий связь между людьми и богами, — на ней Ноктис должен жениться. Естественно, любимым так и не суждено быть вместе — готовьте носовые платочки!

Если здесь попадается таинственный незнакомец, то по всем законам жанра он окажется злодеем. Если на героев нападает полуголая наёмница в чёрном бронелифчике, то она в самый последний момент обязательно прокричит с ухмылкой: «Мы ещё встретимся, красавчики!» — и улетит восвояси. А уже буквально через час безо всякого объяснения причин будет сражаться плечом к плечу с Ноктисом и его друзьями — так и вижу, как сценаристы, гордо поглядывая на окружающих, восклицают, дескать, смотрите, какой у нас тут неожиданный ход…

Герои тоже скроены из штампов. Есть сильный здоровяк Гладиолус, весельчак Промпто и серьёзный «знайка» Игнис. Сам же Ноктис — типичный представитель вида героев молодых, избранных, которые ещё не осознают всей ответственности, но в итоге мужают, взрослеют и героически спасают мир. Самый живой из них — Промпто, но проблема в том, что он воплощает вполне узнаваемый образ чрезмерно эмоционального балабола-идиота, и достаточно быстро его неиссякаемый фонтан сомнительного юмора и придурковатых возгласов начинает раздражать.

Мда, с лесом из Kingdome Come: Deliverance это не сравнить…

История всё же может зацепить

Программа развлечений включает и другие клише и штампы — всю дорогу мы бегаем по королевским усыпальницам, чтобы собирать новое оружие, а также сражаемся с древними богами, чтобы получить их силу. В этом нет ничего удивительного — такими штампами грешит весь ролевой жанр. Но если Final Fantasy XV — самая современная в серии, то логично сравнивать её с «Ведьмаком 3», а там, согласитесь, всё несколько сложнее.

В итоге концентрация слов «избранный», «спасение мира», «очищение звезды», «артефакты», «боги», «я в тебя верю, ты сможешь», «вся надежда на тебя» и так далее местами зашкаливает. А некоторые сцены и диалоги вызывают чувство неловкости за сценаристов. Когда погибает один из персонажей, мы слышим примерно такую беседу: «Мы ничего не могли сделать, это ужасно». — «Я обязательно отомщу». — «Мы должны что-то делать — нельзя же сидеть и ничего не делать». — «Они за всё ответят».

Иногда эта история, несмотря на всё вышесказанное, способна вызвать ответные чувства. И я не про чувство неловкости. Когда один из друзей Ноктиса потерял зрение, а сам он лишился Лунафрейи, у меня в груди что-то зашевелилось. Постепенно к героям всё-таки привыкаешь, им начинаешь сопереживать. Тем более что они живо общаются друг с другом (пусть и говорят при этом всякую банальщину), иногда даже ссорятся и переживают нечто, что можно было бы назвать кризисом отношений, — это, конечно, не уровень BioWare (в её лучшие годы), CD Projekt и Obsidian Entertainment, но хоть что-то.

Другое дело, что ощущать всё это начинаешь через несколько десятков часов игры, и, боюсь, редкий поклонник западных RPG выдержит до этого момента. И проблема тут не столько в клишированном сюжете, сколько в том, что…

Когда Синди постоянно говорит про «дедулю», кажется, что она немножко отстаёт в развитии.

Играть в Final Fantasy XV — скучно

Во-первых, в 15-й «финалке» очень скучный и неживой открытый мир. Абсолютно все побочные квесты тут сводятся к самым вопиющим и устаревшим жанровым шаблонам — мы охотимся на разных монстров, собираем какие-то детали для машин, драгоценные минералы, овощи да фрукты, ищем пропавшие грузы, фотографируем какие-то объекты, ищем разбежавшихся цыплят чокобо, сажаем семена, покупаем коллекционные предметы по просьбе знакомого мальчишки и всё в таком духе. Приехали на рынок, взяли квест на сбор растений на ферме, сдали его и тут же получили от того же персонажа ещё одно ровно такое же задание — а вот ты ещё иди, мол, горох мне собери. И никого не волнует, что этим заставляют заниматься наследного принца, на которого объявлена охота.

Это тоже в целом общежанровая проблема, когда герой, спаситель мира, работает мальчиком на побегушках. Но во многих западных RPG авторы стараются как-то интересно обыграть данный момент, чем-то его оправдать, сделать логичнее. А тут даже попыток таких нет: вот вам набор примитивных однояйцовых заданий — делайте с ними что хотите.

Друзья Ноктиса только добавляют масла в костёр авторской лени. Один из них постоянно бесит своими просьбами где-то остановиться и что-то там сфоткать, другой думает о новых рецептах и блюдах, а третий вдруг может попросить — а пошли мою любимую лапшу поедим. У нас тут игра или какой-то симулятор фотографа-кулинара?..

Здесь просто нет баланса

К тому же выполнять побочные задания нет особого смысла. Какие-то дополнительные квесты я проходил только в самом начале, а потом плюнул на них и шёл исключительно по сюжету.

Даже если у вас нет и 30-го уровня, а у врага — 47-й, то замочить его не составит труда.

Да и зачем они нужны, если уровни и очки способностей набираются очень быстро, денег всегда много, а в сражениях очень, ну очень трудно умереть? В боях, в которых мы управляем самим Ноктисом в реальном времени и лишь изредка активируем командные умения, всё решает атакующий телепорт — им можно уничтожать всех врагов, просто зажимая одну кнопку. Причём это работает и в драках с огромными «боссами». Всё, что от вас требуется, — вовремя подкармливать героев в кафешках, что даёт ощутимые бонусы к характеристикам, закупаться зельями и не гулять на начальных этапах игры по ночам, когда выползают демоны (лучше разбить лагерь или остановиться где-нибудь на ночлег). Денег же на всё это, как я сказал, всегда в достатке — собранные после драк трофеи можно продавать за очень приличные суммы, и никаких квестов, тем более скучных, для этого не надо.

По этой же причине я не выполнял задания, связанные с поиском предметов для прокачки оружия, не пользовался магией и практически не покупал новое оружие — Ноктису с самого начала выдают очень мощные королевские клинки, топоры и кинжалы. С одной стороны, это хорошо, потому что избавляет от необходимости заниматься «гриндом», хотя все возможности для него тут есть (можно даже вызывать монстров в любое время по свистку). С другой — плохо: игра банально не бросает вызов, не стимулирует нас, а проработка геймплея и баланса находится где-то на одном уровне с плинтусом…

Выглядит Final Fantasy XV эпично, но графика кажется устаревшей и плохо оптимизированной

Может быть, игра хотя бы выглядит как-то потрясающе, тем более после переноса на PC? Местами так и есть. Когда видишь причудливые горные хребты и водопады или какую-то исполинскую зверюгу, разгуливающую посреди озера, когда плывёшь на гондоле по залитым водой улочкам Альтиссии — местной Венеции, действительно невольно хочешь остановиться и достать фотоаппарат.

В такие моменты игра действительно ощущается эпической.

Но помимо этого есть ещё и куча «копипастных» локаций — лесов, полей и рек, а также каких-то унылых подземелий, промзон и военных баз с размытыми текстурами и отвратительным дизайном. Поэтому в целом игра внешне выглядит несколько устаревшей — особенно на фоне графики, например, в Kingdom Come: Deliverance. Да ещё и оптимизирована отвратительно — fps постоянно проседает. Да, я в курсе про технические проблемы в Kingdom Come, но там хотя бы понимаешь, за что страдаешь…

В чём японским RPG не откажешь, так это в умении показать эпические драки с не менее эпическими «боссами». Такие эффектные сцены есть и в Final Fantasy XV — например, во время сражения с богиней вод Левиафан, которая обрушивает на город огромное цунами, а сама своей мордой занимает весь экран. Но и там за внешней красотой скрывается совершенно скудный геймплей — мы должны несколько минут реального времени просто зажимать пару кнопок, чтобы, зевая и практически не получая никакого урона и сопротивления, монотонно выбивать хитпоинты из перекачанной допингом тушки врага.

***

Я, конечно, понимаю, что японские ролевые игры давно и вполне успешно живут по своим собственным законам — как, например, живёт по ним театр кабуки. И обвинять актёров этого театра в том, что мужчины там играют женщин, так же бесполезно, как корить JRPG за то, что их авторы до сих пор отказываются придумывать нормальные побочные квесты, — ну традиции такие, что поделать. К тому же Final Fantasy XV во многом ориентирована на фанатов, которым наверняка будет интересно фотографировать всё подряд, ходить на рыбалку, кататься на чокобо и слушать музыку из разных выпусков серии во время затянутых и скучных поездок на машине.

Нормально управлять машиной здесь не дадут — она практически сама едет.

Но раз уж FFXV вышла на PC, где есть множество больших, эпических RPG в открытом мире, приходится сравнивать её с ними и говорить не только о стиле и атмосфере, но и о геймплее. А он в Final Fantasy XV никакой. Здесь есть очень много лишних вещей, но нет интересного игрового процесса и захватывающего сюжета — а значит, ничего из того, что заставило бы лично меня ради FFXV забросить ту же Kingdom Come: Deliverance или NieR: Automata, являющую собой куда более убедительный пример шикарного японского гейм-дизайна. Увы, 15-я «финалка» не подходит для того, чтобы влюблять обывателей в жанр JRPG — больше шансов, сдаётся мне, будет у Ni no Kuni II: Revenant Kingdom

Источник: stopgame.ru