Lost Sphear: Обзор

Игра: Lost Sphear
Платформа: NSW, PC, PS4
Жанр: rpg
Дата выхода: 23 января 2018 г.
Разработчик: Tokyo RPG Factory
Издатель: Square Enix

Официальный сайт

Актуально для платформы: PC

Называть Lost Sphear новой игрой от Tokyo RPG Factory всё-таки не совсем корректно. Во-первых, и внешне, и по механике она во многом похожа на предыдущую работу студии — I am Setsuna. Во-вторых, и та, и другая — этакие «ремастеры» игр старых, классических и культовых, таких как Chrono Trigger и ранние выпуски Final Fantasy. Чего авторы никогда и не скрывали. Более того, когда четыре года назад Square Enix создавала под своим крылом Tokyo RPG Factory, именно такую задачу перед студией она и ставила — делать современные японские RPG, но в духе культовой классики 90-х. И на примере Lost Sphear видно, что это у авторов начинает получаться.

Почти все ресурсы в игре — это обрывки памяти, из которых, в частности, мы создаём на карте «артефакты».

Общество «Память»

В Lost Sphear создатели снова рассказывают достаточно наивную по своей сути историю, которая, однако, как и в большинстве JRPG, имеет весьма необычные нюансы. В I am Setsuna мы играли за девушку, которая ради спасения человечества должна была принести себя в жертву, а вместе с ней путешествовал киллер, который сначала хотел её убить, но потом передумал. А в Lost Sphear главным героем становится мальчик по имени Каната, способный возвращать из небытия целые города.

Дело в том, что в его родном мире практически всё соткано из воспоминаний, которые в какой-то момент начинают исчезать. А вместе с ними исчезает, погружаясь в белое беспамятство, всё — от сундуков с сокровищами и отдельных домов до целых городов и регионов.

А вот Каната по каким-то неведомым причинам обладает способностью возвращать всё это обратно. Естественно, мальчишка и его верные друзья тут же привлекают внимание местной Империи, лидеры которой просят их помочь спасти мир от белого забвения. Ребята соглашаются и отправляются навстречу приключениям.

Напрасные слова

Путешествие это будет долгим, интересным, но достаточно прямолинейным. Конечно, какие-то зигзаги и неожиданные открытия обеспечены — какая же японская RPG без них! Но неожиданными по большей части они будут только для самих персонажей, а зрители поймут, в чём суть, задолго до того, как закончатся многочисленные, простенько написанные и, надо сказать честно, утомительные диалоги.

Атаки, наносящие урон сразу нескольким врагам, тут в особой цене.

«Неужели они нас обманывали? Именно вот это на самом деле было их целью? То есть, получается, они нас обманывали? Да как они посмели нас так обманывать?! Вот мерзавцы какие!» — вот примерно такие беседы тут случаются на каждом шагу. Иногда, конечно, попадаются интересные диалоги и реплики, раскрывающие, например, характеры персонажей и их взаимоотношения друг с другом, но и тут слишком много наивных и лишних слов, выслушивать которые тем, кто играл в Pillars of Eternity, не говоря уже о Planescape: Torment, местами просто физически больно. Слава богу, авторы, наверное предвидя всё это, дали возможность быстрой перемотки диалогов.

Впрочем, ценителям западных RPG в Lost Sphear, мягко говоря, делать нечего. Это всё равно что русскому попробовать вьетнамскую кухню — интересно, забавно, но через какое-то время диарея обеспечена, а потом захочется борща со сметанкой. Игра ориентирована на ценителей классики, которые вполне спокойно воспримут и местные диалоги, и отсутствие побочных квестов с моральным выбором, и долгие забеги туда-сюда по пустынным улицам большого города в поисках единственного квестового персонажа.

Но оставив за бортом иронию, признаю, что Lost Sphear действительно способна сыграть на ностальгических чувствах поклонников жанра — не только подчёркнутой наивностью истории и персонажей, но и обилием интересных приключений. Разнообразных локаций, событий, врагов и опасностей в новой игре Tokyo RPG Factory больше, чем в I am Setsuna. Герои возвращают из небытия города и башни, восстанавливают цикл дня и ночи, летают на огромных металлических кораблях, проникают в тюрьму, спасая тех, кого сами же туда и посадили, — в общем, скучать Канате, его друзьям и нам вместе с ними не приходится…

Сила — в движении!

Таким же ностальгическим хочется назвать и игровой процесс. Герои путешествуют между ключевыми локациями по карте, открывают новые области, выполняют квесты (сюжетные — других тут практически нет), посещают торговцев в городах, там же остаются на ночлег в тавернах и покупают разнообразные яства, которые повышают характеристики. На месте и рыбалка: без неё японская RPG — как западная без квеста про крыс в подвале.

Некоторых «боссов» приходится побеждать не раз и не два, прежде чем окончательно их уничтожить.

Но главное, Каната и его друзья много, очень много сражаются. Сердце «боёвки», естественно, система Active Time Battle. Она, напомню, полупошаговая: каждый участник сражения имеет свой таймер, обнуляющийся после хода, и совершает действия только тогда, когда шкала таймера заполняется. А во время выбора этих действий время не останавливается, а замедляется.

Система старая, латаная-перелатаная, но разработчики Lost Sphear сумели её немного оживить. Главное, нам разрешили перемещать бойцов по ратному полю — это позволяет выбирать область действия и направление атаки, чтобы задеть как можно больше врагов каким-нибудь заклинанием.

Мех, да и только

Кроме того, прямо в бою разрешается залезть в механическую броню. Она увеличивает урон и уровень здоровья, а также позволяет использовать более мощные умения. Правда, нужная для этого энергия расходуется слишком быстро, поэтому применять меха нужно очень точечно и не так часто, как хотелось бы. Зато вне сражений в таких экзокостюмах можно разрушать некоторые препятствия и предметы и пользоваться особыми порталами. В общем, идея пусть и не доработанная до конца, но интересная — она тоже оживляет привычную механику.

С повышением уровня параметры персонажей увеличиваются автоматически, но это далеко не единственный инструмент, влияющий на исход сражений и эффективность героев. Тут есть и «прокачка» экипировки специальными камнями, и возможность наделять умения и заклинания разными дополнительными эффектами, и необходимость вовремя нажимать на кнопку, когда заполнится шкала Memento Charge, чтобы войти в Memento Mode и нанести повышенный урон (и не только).

Кроме того, на карте Каната способен создавать особые сооружения — «артефакты», которые могут влиять как на показатели в сражениях, так и на глобальные эффекты, позволяя, например, видеть шкалу здоровья у монстров. В общем, интересных нюансов тут много, и всё это позволяет достаточно гибко настраивать игру под себя. В таком случае даже «гринд», родовая болезнь (а для кого-то и прелесть) всех японских RPG, не играет такую большую роль — без утомительной зачистки одних и тех же локаций Lost Sphear вполне реально пройти на нормальном уровне сложности. Главное — вовремя закупаться зельями.

Переключаться между механическим и обычным видом можно прямо в бою, но на это тратится лишний ход.

***

Всё это и даёт повод говорить о том, что Tokyo RPG Factory начинает выполнять возложенную на неё миссию — не просто заворачивать классику в симпатичные одежды, а делать нечто чуть более современное, мешая каноны с новыми идеями. Конечно, те, кто жаждет более резкой эволюции или даже революции в жанре (например, открытого мира), будут играть в Final Fantasy XV и Xenoblade Chronicles 2. Но если вы соскучились по проектам в духе Chrono Trigger и ранних FF, то пропускать Lost Sphear просто не имеете права.

Плюсы: немного наивная, но интересная история; необычная идея со сбором фрагментов памяти; увлекательные сражения, модифицированные новыми возможностями; приятное музыкальное сопровождение.

Минусы: много лишних диалогов; не до конца доработана механика использования мехов; графика по меркам 2018 года всё-таки оставляет желать лучшего.

Источник: stopgame.ru