Arma III: Обзор

Игра: Arma III
Платформа: PC
Жанр: action
Дата выхода: 12 сентября 2013 г.
Разработчик: Bohemia Interactive
Издатель: Bohemia Interactive
Издатель в России: Бука
Локализатор: Бука

Официальный сайт

Operation Flashpoint — больше, чем просто игра. Многие из нас прятались от прочесывающих лес русских десантников, а потом командовали отрядом спецназа США, уничтожая противника под покровом ночи; вместе с партизанами жгли вражеские танки, защищая ставшую родной Ноговию. Прошло уже больше 10 лет, но мы до сих пор храним в душе слова благодарности Bohemia Interactive за ни с чем не сравнимые ощущения участия в настоящей войне.

Потом были разлад разработчиков с издателем, смена названия, но не духа игры — выход Armed Assault и ArmA 2. Летом прошлого года «выстрелила» DayZ, однако Черноруссия по-прежнему оставалась не только «песочницей» с мертвяками, но и масштабным полем боя двух сверхдержав и полигоном для воплощения в жизнь собственных задумок с помощью мощного редактора, что превращал творение чешских программистов в увлекательный конструктор, позволяющий соорудить собственную миссию, ролик или даже игру (и не только про зомби).

Греческий курорт. И воевать как-то даже не хочется…

Знаем мы и другую сторону этой медали, о которой так любят судачить знакомые с серией лишь поверхностно. В продуктах BIS уже давно воспринимается как должное далеко не лучшая оптимизация, из-за которой каждая часть серии на момент выхода могла уложить на лопатки любой топовый компьютер. Привычны ошибки и баги, зачастую весьма нелепые и даже забавные; искусственный интеллект противников, удивляющих своим нелогичным поведением; и множество других подводных камней, сводивших на нет удовольствие от игры для тех, кто не обладает железными нервами.

Мечты сбываются?

На самом деле, список претензий и пожеланий разработчикам от фанатов серии OFP/Arma известен довольно давно. Нам много не надо: пофиксить баги, повысить производительность (особенно в сетевой игре), сделать, наконец, вменяемое управление и проработанную систему повреждений техники, расширить возможности моддинга, в частности в плане создания собственных карт. «Крутой графон» никто не просил — здесь нужны реалистичные графика и звук, а не голливудская картинка с красочными взрывами и сочным бабаханьем в наушниках. «Голливуд» комьюнити в состоянии устроить само — были бы инструменты для этого.

Казалось, так и будет. Bohemia вроде бы взялась за ум — ранней весной было объявлено о начале альфа-теста Arma 3, тогда же стало известно о полной интеграции игры в Steam. Исправление ошибок до релиза, а не после — заметный шаг вперед для серии, известной в том числе и тем, что сразу после приобретения очередной части можно было забыть о ней на несколько месяцев, пока разработчики в поте лица не наклепают парочку патчей, приводящих игру в пригодный для использования вид.

Работа над ошибками

Когда появилась первая альфа-версия, восторгу не было предела: все были готовы к тому, что ошибки никуда не денутся, но на то оно и тестирование, чтобы их вычислять и исправлять. А вот нововведений хватало, и почти все они настраивали на оптимистический лад. Самыми заметными стали графические улучшения. Картинка радует глаз, и — о чудо — производительность наконец-то выросла. Доходило до смешного — при сходных настройках видео на одной и той же конфигурации и при заметно худшей графике ArmA 2 выдавала меньшее количество кадров в секунду по сравнению с третьей частью. Звуковое сопровождение тоже не подкачало: наконец-то выстрелы и взрывы звучали так, что вовсе не обязательно было дожидаться модов, заменяющих саунд-библиотеку почти полностью. Вечерняя гроза над греческим островом — потрясающее зрелище не в последнюю очередь благодаря тому, что облака и тучи выглядят совсем по-настоящему.

Альтис огромен. В полной мере оценить его масштабы можно только с высоты птичьего полета.

Острова в Arma 3 — отдельная песня. Сотни квадратных километров пространства, с любовью (это заметно) созданные чехами, без намека на «копипасту» или халтуру. Небольшие деревеньки и городки, храмы и часовни, леса, поля, реки и озера, античные руины и современные ветряные электростанции… А ведь есть еще целый мир, сокрытый от обычного наблюдателя, — подводный, который тоже таит немало секретов. По Альтису интересно путешествовать просто так, изучать его, отыскивать места, откуда открывается особо красивый вид на остров. Немаловажное отличие от предыдущих частей: в большинство зданий можно зайти — правда, их интерьер небогат, но таков неизбежный компромисс между красотой и производительностью.

Учли и жалобы общественности на «деревянное» управление персонажем. Цепляние за стены стволом автомата, непредсказуемое поведение камеры при занятии нестандартных положений — это, конечно, «прямо как в жизни», но не всегда удобно. Тут, судя по всему, далеко не последнюю роль сыграл фидбек от фанатов DayZ, озолотивших BIS в прошлом году, — «старички» OFP никаких особых претензий к данному аспекту игры не предъявляли. Некоторые даже считали это еще одним признаком реализма, поставленного во главу угла во всей серии. Теперь же управлять бойцом заметно приятнее, ближний бой представляет собой обычный динамичный шутер, а не битву неуклюжих буратин, цепляющихся за все подряд выступающими частями тела.

Еще один большой подарок достался любителям «тактикула», желающим почувствовать себя настоящими спецназовцами с кучей различных примочек, умеющими извернуться по-хитрому для ведения огня из неудобного положения. Если раньше каждый боец мог лишь стоять, сидеть, лежать и наклоняться вправо-влево, то теперь количество поз и анимаций увеличилось в несколько раз: плавные наклоны в стороны, перекладывание оружия в другую руку, несколько разных положений лежа и сидя. А еще солдат наконец-то научили бросать гранаты по-человечески, без застреваний снаряда в дереве, окне или вообще где-нибудь под ногами своего хозяина.

В Arma 3 используется модульная система снаряжения: можно снимать и надевать одежду и бронежилеты, наряжая тушку своего солдата как душе угодно. Точно так же теперь «кастомизируется» и оружие: на автомат можно нацепить подствольный гранатомет, сменить прицел на трофейный, подключить тактический фонарь… Вместо привычного по предыдущим играм серии рядового солдата со стандартным вооружением мы получили профессионального бойца, снаряженного по последнему слову военной науки и техники.

Вопреки опасениям, стрельбу не «оказуалили». Попасть в кого-то, будучи раненым, — довольно непростая задачка.

20 лет спустя

Такой подход не случаен: сюжет третьей части повествует о вымышленном противостоянии войск НАТО и армии Ирана, разворачивающемся на греческих островах в 2035-м году. Разработчики, тесно взаимодействующие с министерствами обороны нескольких стран (BIS производит и армейские симуляторы-тренажеры), небезосновательно считают, что в будущем побеждать будет тот, кто обеспечит свою армию современным высокотехнологичным оружием.

Сколько споров по поводу сеттинга Arma 3 было, есть и будет — не счесть. И правда, для подобного проекта, главного и чуть ли не единственного оплота реализма в видеоиграх, удариться в футуризм (пусть и ближнего прицела) — весьма и весьма спорное решение. Вымышленная военная техника и новейшее на данный момент, пока существующее лишь в качестве опытных образцов вооружение — все это воспринимается как еще один шаг (после приведения управления к более аркадному виду) в сторону обычных боевиков, чьи авторы не сильно заморачиваются по поводу соответствия своих творений реальности.

Как ни странно, ничего страшного здесь нет, как бы ни ворчали «олдфаги». Подобный сюжет поможет привлечь более широкую аудиторию, которой приелся современный сеттинг; да и самой BIS уже, наверное, хватит в очередной раз паразитировать на одной и той же теме противостояния США и СССР/России. Тем более что в свете последних событий смертельная схватка между НАТО и Ираном в Средиземноморье выглядит не так уж и фантастично.

Сделай сам

Что до адептов ржавых «калашей» и любителей почувствовать себя в гуще какого-нибудь реального военного конфликта, то им стоит беспокоиться лишь об одном — когда выйдут моды, добавляющие те самые «калаши», новые карты и технику. Комьюнити игр BIS — одно из самых щедрых на модификации, благо мощный редактор еще со времен OFP остается одной из визитных карточек серии.

Спустя считанные дни после выхода первой альфа-версии в открытом доступе стали появляться моды — большие и маленькие, от переноса контента из второй части до добавления какого-нибудь «ствола», слепленного забавы ради. Редактор миссий стал заметно удобнее и доброжелательнее к новичкам: есть встроенная панель отладки, просмотрщик анимаций, продвинутые настройки камеры и специальный инструмент для создания красивых снимков экрана (постановочные скриншоты ArmA 2, по качеству напоминающие стоп-кадры из фильма, наверное, знакомы многим).

С помощью редактора можно с легкостью устроить ночной артобстрел города. Красивое зрелище; жаль, что пока чем-то другим, кроме подобных баловств, заняться в игре нечем.

Наконец, BIS обзавелась полноценной поддержкой Steam Workshop, что позволяет искать и устанавливать пользовательские сценарии, не выходя из игры, что удобнее, чем искать их в Интернете, скачивать, скидывать в определенную папку… Теперь все это делается буквально в два клика, а выбирать есть из чего — количество собранных своими руками миссий в мастерской Steam почти достигло двух тысяч и постоянно растет.

Так что все будет — поддержка модификаций в Arma 3 на высоте, остается лишь подождать, когда разработчики модов окончательно переключат свое внимание с предыдущей игры на новинку.

На те же грабли

Еще не приторно от похвал? Думаете, чехи наконец-то сделали конфетку, избавившись от привычных костылей и недоработок? Не тут-то было! Bohemia осталась верна традициям, приготовив парочку ударов под дых, сбивающих на землю воспарившие было в небеса мечты фанатов.

Начнем с того, что бета-тестирование, шедшее несколько месяцев, не помогло избавиться от багов полностью. Их по-прежнему хватает, и они по-прежнему остаются серьезным препятствием для комфортной игры, причем многие недоработки знакомы еще с OFP. Например, движок хоть и обзавелся поддержкой PhysX — есть рэгдолл, дым, разгоняемый ветром или винтами вертолета, — но нелепые прыжки многотонных танков от наезда на небольшой камешек никуда не делись. Боты ведут себя неоднозначно — иногда дают жару и воюют более-менее толково, что не мешает им время от времени впадать в ступор, спокойно наблюдая за тем, как их товарищей методично отстреливают.

Ладно, с багами разработчики рано или поздно справятся, к этому все уже привыкли и приняли как данность. А вот вторая затрещина куда серьезнее: в Arma 3 нет кампании. BIS не успела сделать ее к релизу и обещает выпустить в качестве бесплатных DLC по мере создания. Всего таких дополнений будет три, первое выйдет в октябре. Ждать недолго, да, но мы-то хотим играть сейчас! А пока в Arma 3 только одиночные миссии, редактор и сетевые сражения. Впрочем, насчет последних можете не обольщаться — если с производительностью в «сингле» все нормально, то в мультиплеере FPS может упасть в несколько раз в зависимости от сервера.

Если учесть, что контента в Arma 3 — кот наплакал (здесь всего один самолет, с остальной техникой не лучше), возникает ощущение, что вместо релиза нам подсунули очередной патч для бета-версии. А полноценной игру можно будет назвать еще нескоро, в лучшем случае — спустя полгода после выхода, когда авторы доделают кампанию, подкрутят производительность, поправят баги. Впрочем, так всегда и было…

Одиночные миссии от разработчиков проходятся довольно бодро и оставляют надежду на интересную кампанию.

***

Arma 3 оставляет неоднозначное впечатление. Во многом это большой шаг вперед для серии, но есть моменты, в которых BIS продолжает топтаться на месте, будто не замечая собственных ошибок. Правда, если грядущий «сингл» окажется хотя бы вполовину таким интересным, какой была кампания в Operation Flashpoint, а парк военной техники и вооружения будет регулярно пополняться новыми образцами, то можно будет забыть не лучший старт. Зная чехов, которые, надо отдать им должное, работают над своими играми до последнего, высокую оценку мы ставим авансом, несмотря на то что вопросов к разработчикам хватает. Надеемся, авторы возьмутся за ум.

А если нет… Все равно придется «понять и простить» и воевать на греческих островах дальше. ArmA 2 постепенно уходит в прошлое, а альтернатив в жанре по-прежнему не найти.

Плюсы: великолепные острова; красивая графика и звук; управление персонажем наконец-то стало удобным; «кастомизация» снаряжения и оружия; мощный редактор и поддержка модификаций.
Минусы: нет кампании; ужасная оптимизация в сетевой игре; неприлично малое количество техники.

Источник: stopgame.ru