100 лет войны: Прохождение
Игра: 100 лет войны Платформа: PC Жанр: strategy Дата выхода: 28 января 2004 г. Разработчик: Paradox Entertainment Издатель: Strategy First Издатель в России: 1C Локализатор: snowball.ru Официальный сайт | Русскоязычный сайт |
Автор: Dash.
Материал был ранее опубликован в журнале «Игромания» (http://www.igromania.ru). Размещается с разрешения редакции журнала.
Быстрый и незамысловатый вариант “Европы” про викингов получился достаточно успешным, и создатели игры попытались повторно снять сливки с того же молока. Не то, чтобы игра получилась абсолютно вторичной, все же некоторые изменения вкрались в ее структуру. Но во многом она похожа на свою предшественницу, как брат-близнец. Конечно, играть будет интересно, но осадочек останется…
Кусочек истории
Действие игры происходит в смутное время — в период Столетней войны (и сразу после нее). Оно раскладывается на пять кампаний, хотя реально речь идет всего о двух конфликтах — войне за французский трон между Англией и Францией (и всеми прочими, присоединившимися на той или иной стороне), а также битве за английский трон между Йорками и Ланкастерами (известной также как “война Алой и Белой Розы”). Вот и два трона из названия игры…
Все построено — время покорять мир!
Почему же кампаний реально две? Да потому, что в Столетнюю войну вы можете вступить в 3 разных периода времени, хотя реально разница только в том, сколько играть до “года Х”, когда все закончится, и победитель будет выявлен по очкам. Никакого территориального различия у сторон в зависимости от временного периода нет. Та же ситуация и с английским троном — 2 времени вступления в войну влияют только на длительность сроков, отведенных для победы.
Столетняя война протекала с 1337 по 1453 год. Причиной для нее стало избрание на трон Филиппа VI Валуа, представителя боковой ветви династии Капетингов. Эдуард III, внук Филиппа IV по материнской линии, тут же предъявил свои права на французский престол. В чем ему, разумеется, было отказано. Не смирившись с этим, Эдуард решил получить французский престол силой. Боевые действия в этой войне проходили достаточно вяло, англичане не вводили во Францию огромных количеств войск. Самые громкие победы (Креси, Пуатье, Азенкур) были ими одержаны при численном превосходстве французов, но за счет грамотной расстановки знаменитых английских лучников. Короли менялись, но война все продолжалась. Закончиться она должна была в 1429 году с падением Орлеана. Если бы не появление Жанны д’Арк, поведшей за собой всю Францию. Ее присутствие на полях сражений было недолгим, но привело к перелому в войне и вытеснению англичан с континента. Конечно, большей части этих исторических событий вы так и не увидите, но есть шанс изменить ход истории.
Сразу после утраты Англией своих территорий на континенте жители островов решили заняться внутренними делами. В частности: две ветви династии Плантагенетов, Йорки и Ланкастеры, решили выяснить, кто же из них достойнее престола. Этой войне было отведено всего 30 лет, но была она ничуть не менее кровавой, чем война с Францией (как и свойственно гражданским войнам). Короли из обеих династий успешно сменяли друг друга на престоле, пока в 1485 году Генрих VII, разгромив конкурента в борьбе за престол, не взял в жены представительницу соперничающей династии и, объединив обе розы на одном щите, стал основателем династии Тюдоров.
Как играть?
Победа была за нами.
Управление, как и в “Europa Universalis: Crown of the North”, частично урезано. То есть все упирается в деньги. Никакой торговли, придушенная дипломатия, убитая во младенчестве наука, зато предельно развитая инфраструктура и небывало широкий выбор войск.
Народ со времен викингов никак не изменился, то есть перед вами все те же крестьяне, горожане, аристократия и духовенство. Причем управление ими происходит все тем же образом. Дабы не повторяться, отсылаю вас к описанию управления народными массами из “Europa Universalis: Crown of the North”.
Это важно: забудьте о счастье для народа от строительства зданий. Все улучшение народного благополучия — только от случайных событий. Так что внимательно следите за ними, и улучшайте настроение нужных вам слоев населения.
Однако для того, чтобы заняться боевыми действиями, не мешало бы и войск прикупить. А на какие золотые запасы их приобретать будем? Ну, во-первых, не на золотые, а на серебряные. А во-вторых, сейчас все объясним. Денежки прибывают с рынка и из города, причем прибыль возрастает кратно их 5 уровням. Поясню популярнее — отстроив город в своей провинции до 5 уровня, вы увеличите свои доходы. На 10 — та же история. Аналогично и с рынком. А вообще цифра 5 для игры довольно актуальна — любое сооружение, достигнув 5 уровня, дает всевозможные улучшения и усовершенствования. То есть, отстроив все сооружения в провинции до 5 уровня, вы делаете ее максимально эффективной, все дальнейшие улучшения несут скорее косметический характер, и небольшая польза будет только от 10 уровня.
Среди строений особенно важны стены. Каменные стены очень надежно защищают от атакующего противника и дают время на подведение подкреплений. Естественно, что в пограничных областях нужно как можно быстрее отстраивать стены до уровня камня (все тот же пресловутый 5 уровень) и наслаждаться жизнью под их прикрытием. Побочный эффект от уровня стен — меньшее количество восстаний. Так что, построив особо прочные стены, можно защитить свои провинции не только от внешних, но и от внутренних врагов.
Выбор нанимаемых весьма широк!
В бой ведем свои войска!
В игре небывало много (для “Европы”) родов войск. 6 бойцов нанимаются в вербовочном лагере, 2 — в замке, 3 вида кораблей строятся на верфи.
Пехота не пыталась как-то менять свои свойства, так и оставшись необходимой только для осады замков. Ее сверхполезные свойства быть крайне устойчивой в гористой и лесистой местности вряд ли пригодятся (для этого есть мечники). А способность получать аж 4-х кратное усиление защитных характеристик в болотистой местности мне вообще показалось шуткой ввиду сложности отыскания этой самой болотистой местности. К чести пехоты следует добавить то, что она — самый быстрый отряд после кавалерии и способна применять тактику контратак против комплексных отрядов противника. Но в любом случае — огромные отряды пехоты необходимы только при осаде вражеских крепостей.
Пикинеры — типично противокавалерийский отряд. Рыцарскую конницу погубили именно отряды швейцарской пехоты, оснащенные длинными пиками, а отнюдь не изобретение огнестрельного оружия. Никаких прочих плюсов у них нет — просто дешевый ответ ордам вражеской кавалерии.
Мечники стали универсальным пехотным отрядом, способным хорошо обороняться в горах или в лесах, и при этом обладающие неплохими атакующими способностями. Отряд мечников, засевший в лесу, бесполезно выбивать кавалерией. Тут ей в минус сложатся положительные свойства мечников и отсутствие аналогичных положительных свойств у кавалерии. В такой ситуации спасает только отряд мечников, больший, чем у обороняющегося противника.
А не сыграть ли нам за Орлеан?
Арбалетчики — еще один ответ распоясавшимся рыцарям. Не забываем прикрыть их — и вражеской кавалерии ничего не светит.
Лучники. Великолепное воинство, но набирать их почему-то нельзя. Их можно только иногда получать в небольшом количестве. Зато, заняв место в вашем войске, лучники будут стремительно уменьшать противостоящее вам войско противника. Если они у вас все-таки появились — берегите этих ценных ребят даже больше, чем рыцарей. Надо ли добавлять, что это типично английский вид войск?
Пушка. Очень странная машина, полезность которой сомнительна. Конечно, орудия могут сказать свое веское слово при штурме крепостей, но несколько тысяч пехотинцев зачастую разбирают стены на порядок эффективнее. Однако если есть желание расправиться с врагом малыми силами (и не в самой ценной области), то достаточно приставить к пушкам небольшое охранение и начать штурм.
Оруженосцы и рыцари совершенно не поменяли своих свойств и предназначения, хотя противников у них стало куда больше.
Заканчивает общеармейский список флот. Единственным его изменением стало только то, что флот-таки начал плавать. То есть теперь не проблема доставить ваших пехотинцев из Франции прямо в Ирландию, и ограничивать флот ролью паромов из Франции в Англию не придется.
В целом, ведение боевых действий проходит по тем же сценариям, что и раньше — несколько пехотных кулаков и мобильный кавалерийский отряд. Только с тем отличием, что основу наступательных пехотных кулаков составляют мечники и арбалетчики (ну и пехота, само собой), а в оборонительных на равнине мечники заменяются пикинерами (в горах и лесах состав пехотных подразделений остается почти тем же). В целом же стоит больше внимания уделять пехоте, особенно мечникам — кавалерия перестала быть царицей полей в условиях, когда ей оказывают столь активное противодействие со стороны большого количества разнообразных пехотных отрядов.
Бургундия только что оттяпала еще одну территорию. Еще бы — столько рыцарей!
Отдельное внимание следует уделить штурму восставших провинций. Восстания будут происходить часто и по любому поводу ввиду отсутствия такого средства регулирования людских настроений, как строительство зданий. Отсюда вывод — штурмовать такие провинции придется часто. Главная проблема здесь — если вы построили мощные стены, вам же их и разбирать придется (хотя, если стен не строить, то лучше вам от этого не будет). Но зато войск у восставших обычно или нет вовсе, или минимум. Отсюда вывод — толпа пехоты при поддержке некоторого количества мечников или кавалерии вполне справятся с задачей.
Если противник не слишком развит и имел наглость напасть на вашу самую сильную провинцию, то нередко хорошо проходит вариант с “ответным ударом”. В этом случае вы, пока враг упорно штурмует ваш город, начинаете захватывать его провинции. Если все сделать быстро, то сражаться с оставшейся у врага армией не придется — государство будет уничтожено, а армия сдастся, влившись в ряды вашего воинства.
Последнее слово
В целом, игра проходится даже еще быстрее, чем “Europa Universalis: Crown of the North”. Этому способствует небольшое количество государств и выраженная пассивность противника (особенно, если быстренько позаключать союзы). Даже захватить мир за одно из государств более, чем реально. Так что, если хотите действительно острых ощущений — пытайтесь перекроить карту Европы.
Источник: stopgame.ru