Впечатления от Wolfenstein II: The New Colossus — сиквел, о котором можно мечтать (18+)


В век повальной толерантности все пытаются угодить всем. Не приведи господь обидеть какую-то часть аудитории, а то ещё разозлится и затаскает по судам и имиджбордам. Оскорбление по расовому или национальному признаку, притеснение меньшинств, демонстрация насилия, сексизм — всё это постепенно пропадает из фильмов, книг и, конечно, игр. Ведь мир прекрасен, а розовые очки так удобны! К счастью, не все готовы жертвовать искусством в угоду самопровозглашённым борцам за справедливость. И Wolfenstein II: The New Colossus — лучшее тому доказательство.

Стараниями компании «СофтКлаб» мы заценили пару часов грядущей игры: завязку (её давали опробовать на недавней E3) и более поздний эпизод, демонстрировавшийся исключительно в трейлерах. Спешим поделиться впечатлениями — благо, их хватило бы сразу на несколько статей.

 

Хайль, Бласко!

За окном 1961-й год альтернативной истории. Гитлеровская Германия не просто победила во Второй мировой (и, соответственно, Великой Отечественной), но и расширила границы рейха на весь мир. Больше нет ни Европы, ни России, ни США в привычном понимании — нацистский режим распространился повсюду. В оригинальной The New Order героям частично удалось свергнуть его, но, как выяснилось, то была лишь местечковая победа. Гибель Вильгельма Штрассе, более известного как генерал «Череп», не сильно изменила геополитическую картину. И теперь кресло главного злодея заняла не менее колоритная Ирене Энгель — редкостная мразь, благополучно лишившаяся челюсти в The New Order.


С событий «Нового порядка» проходит около четырёх месяцев. Уильям «Би-Джей» Бласковиц, провалявшийся всё это время в коме, наконец приходит в себя. Исхудавший, разбитый, с едва работающими внутренними органами — он обязан спешно собраться и «мчаться» спасать товарищей. «Мчаться» — потому что протагонист едва держится на ногах, тело повреждено слишком сильно, приходится пользоваться инвалидным креслом.

На базу союзников, меж тем, нападает знакомая фрау. С момента «челюстного» инцидента и последующего убийства её любовника «Буби» в финале The New Order госпожа Энгель мечтает свести с Бласко счёты. Более того, за время, прошедшее с европейской победы Уильяма, молва о нём разошлась по нескольким континентам — освободителя нынче кличут «Террор-Билли». И вот «Билли» является к Энгель: на кресле-каталке, с мочевым катетером и в запачканном банном халате. Охрана глумится над больным, но пускает на аудиенцию к Ирене. И тут начинается магия студии MachineGames (основанной выходцами из гениальной Starbreeze Studios)…

 

Боги из машины

Издевательства над инвалидом крупным планом? Да, в современной игровой индустрии лишь единицы позволяют себе действия или хотя бы высказывания, способные покоробить чувства нежной аудитории. Шведы это знают — и цинично давят на болевые точки борцов за нравственность.


Во-первых, оберштурмбаннфюрер измывается над инвалидом (у Бласко столько травм, что «здоровым» его можно назвать только ввиду внушительной комплекции). Во-вторых, изгаляется она с особой жестокостью: намекая на его репродуктивную дисфункцию, зависимость от катетера и изрядно покалеченный рассудок. В-третьих, Энгель по ходу действа уличает свою крупногабаритную дочь в поглощении заныканных сладостей. И даже больше — в целях борьбы с такой вопиющей мягкотелостью отпрыска принуждает её к казни заключённых из числа сопротивления. Та, в свою очередь, артачится и молит о милосердии к пленникам. Прибавьте к этому повсеместные свастики и молнии СС — и перед нами самая неполиткорректная игра поколения. Даже The New Order — не менее провокационная — на таком фоне откровенно меркнет. И это, как говорил один популярный журналист, прекрасно.

Почему? Потому что нацистские символы и издевательства над беззащитными, обычно выдаваемые за шок-контент, тут к месту и наделены смыслом. Они — не самоцель и не способ привлечь внимание, а один из ключевых элементов повествования. И он пронизывает чуть ли не каждый эпизод игры.


Как вам, например, сцена, где члены ку-клукс-клана пресмыкаются перед рядовым нацистом на параде победы, пока тот обучает их хитростям немецкого языка? Господа, видите ли, не способны правильно произнести danke schön (то есть, «большое спасибо»). Один из участников — явно реднек — срывается в привычное donkey («осёл»), за что освободитель американского народа его по-отечески муштрует. Мужчины расходятся на том, что белые колпаки всё выучат, а немец обязательно проверит знания при первой встрече.

Или, скажем, уже прославившийся в трейлере момент, в котором манерный офицер приходит в кафе за коктейлем, а начальство отвлекает его от «любимого американского лакомства» (цитата). Между делом он ещё критикует меню закусочной за то, что оно «недостаточно немецкое» (вновь цитата). Антагонист, явно играя на публику — Уильяма и владельца заведения — жеманно произносит в рацию: «Неужели добропорядочный нацист уже не может насладиться прекрасным милкшейком?». Анимация, постановка, работа актёров — в этой сцене прекрасно всё. И таких в игре полно.

 

По стопам DOOM

Повествование, режиссура и отработка табуированных тем — в этом шведскому коллективу нет равных. Чего не скажешь о геймплее. «Новый порядок», напомним, вышел по-хорошему старорежимным шутером. Весь арсенал постоянно на руках, здоровье лишь частично восстанавливается в передышках между перестрелками, уровни запутанные, нелинейные и с тьмой-тьмущей секретов. Эта же формула перекочевала в The New Colossus. Правда, с уместными доработками и дополнениями.


Сам по себе геймплей стал ощутимо бодрее. Борец с рейхом нынче одет в особую броню Даат Ихуд, которая позволяет быстрее бегать, выше прыгать и выдерживать куда больше повреждений, чем раньше. Бласко носится по уровням, расстреливает противников с двух рук (в каждую можно взять разное оружие) и с особым зверством расправляется с нацистами в ближнем бою. Ничего не напоминает? DOOM, конечно. И это не случайно: оба проекта делят общий движок — id Tech 6. Он работает не в пример шустрее предыдущей версии из The New Order и предоставляет разработчикам более продуманный инструментарий (а следовательно — более широкий простор для творчества).

За счёт всё того же переезда с id Tech 5 на id Tech 6, локации заметно разрослись. К примеру, глава с парадом победы и любителем коктейлей начинается в Розуэлле, где дают побродить по довольно обширной территории и поприставать к прохожим. Каждому из них есть что сказать Бласко — иногда это выливается в полные иронии и сарказма сюжетные сценки. Затем мы переносимся в катакомбы под городом, а после — на подземную нацистскую базу, по которой реально плутать часами.


Наконец, авторы сбалансировали сложность так, чтобы обиженным не ушёл ни казуал, ни хардкорщик. Мы сначала пробежали одну из глав на Normal, а потом опустили планку до Easy. В первом случае приходилось метаться от укрытия к укрытию, держать в голове количество оставшихся патронов и ретироваться при появлении супер-солдат. На Easy же прохождение больше напоминало танец смерти: раскроил череп одному фрицу, второму снёс голову выстрелом из дробовика, третьего изрешетил автоматной очередью, четвёртого лёгким движением лишил ноги. И всё это — за считанные секунды.

 

До четырёх… Вдох… До четырёх… Выдох…

В 2014-м Wolfenstein: The New Order оказалась своего рода откровением. Мало кто верил в новоявленный коллектив MachineGames, пускай у его сотрудников и был богатейший опыт. И уж тем более никто и предположить не мог, что «Новый порядок» войдёт в списки лучших игр года, а впоследствии заслуженно станет современной классикой жанра. Однако всё произошло именно так.

С The New Colossus в этом смысле всё и проще, и сложнее одновременно. С одной стороны, это типичный «образцовый сиквел». Графика — красивее, геймплей — круче, жести — больше. С другой, амбиции у шведов зашкаливают, Bethesda активно спонсирует производство, а руки творцам никто не сковывает. И «Колосс» может оказаться не просто в числе лучших в 2017-м, а на победном пьедестале рядом с недавней «Зельдой». По крайней мере, пока к этому всё идёт.

 

Автор текста: Алексей Карпенко

Источник: 4pda.ru