Tango вдвоём: Google против Apple в дополненной реальности
В уже далёком по меркам IT-мира 2014 году Google представила первую технологию дополненной реальности Project Tango. Она казалась перспективной, но требовала специальных датчиков, которые бесполезны для рядовых пользователей смартфонов и планшетов. Тем временем Apple разрабатывала и вместе с iOS 11 выпустила собственный фреймворк ARKit, работающий на обычных iPhone и iPad. У нас появилась возможность оценить разницу между двумя технологиями на примере Tango-смартфона ASUS ZenFone AR и обычного «Айфона». Подробности читайте в нашем материале.
Augmented Reality, или AR, — технология, позволяющая добавлять виртуальные объекты, видимые через экран смартфона или линзы специальных очков и шлемов, в реальность. Сегодня AR занимается сразу несколько IT-гигантов, таких как Apple (проект ARKit) и Google (проекты Tango и ARCore). HTC активно инвестирует в соответствующие стартапы в рамках своей экосистемы Vive, и даже Facebook предлагает фреймворк для работы с масками в AR. В одном интервью глава Apple Тим Кук заявил:
«Меня вдохновляет дополненная реальность, поскольку, в отличие от виртуальной, она позволяет человеку оставаться в настоящем мире и, смею надеяться, даже улучшать то, что в нём происходит».
Но даже в AR-играх легко забыться, если речь идёт о том, чтобы побыть легендарным Марио.
Tango: пропуск в дополненную реальность от Google
За три с лишним года до ARKit, 20 февраля 2014-го, Google анонсировала Tango — первую крупную и потенциально массовую платформу дополненной реальности. Работала она на тот момент на единственной модели тестового смартфона и фактически была очень дорогим экспериментом, сродни Google Glass. Главной функцией Tango называлось сканирование окружающей реальности и её оцифровка для получения полезной информации. О более конкретных целях и задачах речь пока не шла.
Демонстрация работы тестового смартфона Google Tango
Чуть позже, 5 июня того же года, компания представила планшет Tango с более продвинутым «железом» и слабой претензией на выход в массы. В 2015-м Intel и Qualcomm выразили намерение подключиться к проекту, а в 2016 Google объявила о партнёрстве с Lenovo. Летом в продажу поступил Lenovo Phab 2 Pro — первый массовый Tango-смартфон. Сегодня он является одним из двух доступных широкому пользователю аппаратов, поддерживающих технологию. Второй, ASUS ZenFone AR, попал к нам в руки — именно на его примере мы и будем изучать дополненную реальность от Google.
Для корректной работы устройствам Tango требуется целая система камер и датчиков. В ASUS ZenFone AR она называется TriCam System и имеет три фотообъектива: стандартный с матрицей Sony IMX318 на 23 Мп, широкоугольный для отслеживания движения и ещё один, совмещённый с лазерным ИК-дальномером, для определения глубины картинки.
Система камер и датчиков TriCam в ASUS ZenFone AR
Отметим, что 29 августа Google представила новый фреймворк для приложений и даже сайтов в дополненной реальности ARCore. Есть мнение, что это урезанная версия проекта Tango с закомментированным кодом, связанным с сенсором глубины. В ARCore Google делает упор на софтверные алгоритмы обработки изображения. Они же, в частности, позволяют смартфонам Pixel 2 и 2 XL делать портретные снимки с размытым фоном с помощью всего одного фотообъектива. Собственно, пока только Google Pixel (обоих поколений) и Samsung Galaxy S8 и поддерживают ARCore, но ограничение, по всей видимости, программное: с развитием проекта технологии дополненной реальности придут и на другие Android-смартфоны.
Пока же посмотрим, как работает на практике пионер дополненной реальности — Google Tango — на специально заточенном под эти возможности ASUS ZenFone AR. Кстати, гаджет поддерживает и технологию виртуальной реальности Google Daydream и даже комплектуется соответствующими очками Cardboard. А при покупке смартфона ASUS ZenFone AR вы также получите в подарок шлем виртуальной реальности Homido V2.
ARKit: видение дополненной реальности от Apple
Своё решение для дополненной реальности Apple показала 5 июня вместе с iOS 11 на WWDC 2017. Презентация фреймворка ARKit сопровождалась демонстрацией впечатляющей игровой сцены прямо на столе перед зрителями. Собственных приложений для конечного пользователя компания не представила ни летом, ни позднее, то есть пока вся надежда исключительно на сторонних разработчиков. Но уже сегодня в App Store есть немало любопытных и даже полезных программ, основанных на дополненной реальности.
Кадр трансляции презентации ARKit на WWDC 2017
Не все мобильные устройства Apple соответствуют системным требованиям ARKit. На официальном сайте в списке поддерживаемых девайсов значатся те, в которые установлен процессор А9 или выше, то есть: все iPhone начиная с 6s и SE, вся линейка iPad Pro и iPad образца 2017 года. Но справедливости ради отметим, что на iPad Mini 2 с процессором А7 — последнем в списке обновившихся до iOS 11 — приложения AR тоже запускаются и работают, хоть и не так точно.
Для максимальной точности потребуется iPhone с двойной камерой и самым производительным CPU A11 Bionic — то есть 8 Plus, а в идеале и вовсе Х с сопроцессором для обработки нейросетевых задач. Мы для тестирования использовали iPhone 6s и убедились, что и обычной одинарной камеры вкупе со стандартными акселерометром и микрогироскопом вполне хватает для комфортной и, главное, корректной работы с AR — никакие дополнительные сенсоры не требуются.
AR на практике
Точность. Чтобы понять, насколько адекватно система воспринимает окружающий мир и встраивает в него виртуальные объекты, для начала мы проверили правильность расчёта расстояний.
Оба устройства не идеально, но справились. ASUS ZenFone AR с помощью программы Google Measure точно определил расстояние до объекта и показал верный результат, но не совладал с фокусировкой. iPhone, в свою очередь, через самый популярный AR-инструментарий MeasureKit без труда сфокусировался, но выдал не совсем точный результат, к тому же виртуальная линейка «поплыла» относительно реальной.
ASUS ZenFone AR
iPhone 6s
Неплохо. Значит ли это, что с расположением виртуальных объектов аппараты тоже должны справиться корректно? Попробуем расставить мебель в помещении посредством соответствующих приложений.
iStaging на ASUS ZenFone AR
IKEA Place на iPhone 6s
А что, если на то же место установить автомобиль? Заодно узнаем, как выглядит со стороны взаимодействие с реальными объектами.
В целом оба гаджета показали себя очень неплохо. Были некоторые сложности с позиционированием мебели и особенно автомобиля, но когда объекты уже расставили, отображалась она корректно на обоих устройствах. Помешать может только сильно отражающая свет поверхность — правильно установить машину на снег так и не получилось.
Игры. А как насчёт игр в дополненной реальности? Ловить Пикачу и его банду мы, конечно, не будем, а Mario AR для смартфонов пока не адаптирован — на видео выше была тестовая демонстрация. Зато мы можем сравнить поведение одинаковых игр на разных платформах. Для начала взяли игру, основанную на франшизе Star Wars — Hologrid: Monster Battle Tango, которая привносит немного старой доброй фантастики в реальность.
Надо сказать, игра выглядит эффектно, фиксируется на столе жёстко, и даже посторонние объекты, лежащие сбоку, ей не слишком мешают. Но если в кадр случайно попадёт, например, рука, то виртуальное изображение будет наложено поверх неё, а не наоборот — ресурсов смартфона банально не хватит для безошибочной обработки картинки в режиме реального времени.
А вот шутер Phantogeist мы можем оценить и на iOS, и на Android. И что интересно: существенных различий в геймплее нет, по крайней мере, определить его на глаз не представляется реальным. Единственное, позиционирование виртуальных объектов в Tango-аппарате немногим выше. Вот как выглядит геймплей:
Стоит иметь в виду, что здесь, как и во всех ресурсоёмких AR-приложениях, заряд батареи расходуется очень быстро: в среднем 25% в час. Но увлекаться игрой — дело небезопасное не только с точки зрения заряда. Если на экране смартфона вам-то всё понятно, то окружающим вы рискуете показаться натуральным психом. Можете сами убедиться: со стороны игра в Slingshot Island выглядит ничуть не лучше, чем изучение интерьера авто.
Есть ли контент для AR?
До тех пор, пока ARCore не выпущен в массы и доступен эксклюзивно для смартфонов Google и Samsung, на Tango-девайсах придётся довольствоваться небольшим набором (33 шт. на момент написания материала) соответствующих приложений, вынесенных в отдельный блок Google Play — Project Tango Featured. Несмотря на скромное количество, там найдётся необходимый минимум: полезные инструменты для измерений и дизайна, «залипательные» игры.
Но не нужно думать, что в App Store на iOS намного больше программ. Из всего списка, выпадающего по запросу «AR» в поиске, только первые несколько десятков реально относятся к дополненной реальности. В обновлённом магазине iOS найдётся и соответствующая статья с рассказом о том, что такое AR-игры и советами, с каких лучше начать.
Резюме
Как на iOS, так и на Android приложений дополненной реальности пока не так много. Не все они адекватно работают, но есть и действительно полезные, например, Google Measure или MeasureKit. Хватает и любопытных игр на любой вкус, включая такие небольшие франшизные проекты, как Hologrid. В силу того, что ASUS ZenFone AR оснащён дополнительными датчиками, он показывает немного более точные результаты в тесте с линейкой. Перспектив же на будущее больше у ARKit, нежели у Tango: он не требует специфических сенсоров и доступен для большого количества гаджетов. По той же причине Tango скоро сменится фреймворком ARCore, тоже от Google, и давняя вражда «iOS vs. Android» перейдёт на уровень дополненной реальности. Пока же эти технологии интересны в первую очередь энтузиастам — как с пользовательской стороны, так и со стороны разработчиков.
Источник: 4pda.ru