«Российская обочина — страшная вещь»: дальнобойщик сравнивает симуляторы с жизнью
Вы можете этого не знать, но вокруг симуляторов дальнобойщика сейчас сложился необъяснимый культ. Euro Truck Simulator 2, магистральное произведение этого жанра, обзаводится новыми модами чуть ли не каждую неделю. В «Твиче» есть несколько популярных стримеров, гоняющих виртуальные КАМАЗы, и за ними следят сотни тысяч человек. По нашей просьбе дальнобойщик Азамат Насыров, автор блога «Записки вьючного сКота», сопоставил игры и реальность. Спойлер: сравнение получилось не в пользу последней.
Про вид из кабины
То, что на картинке — на правду похоже. Если схематично. Из грубых несоответствий — не размечена шкала тахометра. Вид из кабин практически всех магистральных грузовиков примерно одинаков — из них ничего толком не видно. Кажется, что сидишь высоко, глядишь далеко, но… Видимость хорошая, если на трассе, а вот на улицах города начинаются слёзы. То, что творится буквально под носом, абсолютно не видно — перед «мордой» грузовика спокойно спрячется взрослый человек. А иногда и толпа…
Справа же, под пассажирской дверью, размеры «мёртвой зоны» таковы, что спрятаться может и легковой автомобиль. Была у меня как-то неприятная ситуация, но необходимые выводы из той истории я для себя сделал. Ездил я тогда на Volvo FH. Возили мы газеты-журналы из московских типографий в Уфу. И вот, ранним утром, въезжая через Балашиху на МКАД, решил я перестроиться на правую полосу. Включил поворотник, посмотрел в зеркало. Видно кусочек крыши легковушки. И свет фар. Пропустил, ещё раз посмотрел в зеркало. Вроде никого. Начинаю манёвр перестроения, продолжая смотреть в зеркало. Перестраиваюсь, слышу скрежет и истошный гудок. А в зеркалах никого видно не было.
Приехали… Выхожу, стоит серая «девятка». Колесом грузовика у неё «распахана» задняя дверь и крыло. Бампер на асфальте лежит. Водитель спрашивает у меня, как я мог так перестроиться. Зову в кабину, предлагаю самому разглядеть свою машину с высоты. Залез. Увидел лишь чуть-чуть краешек крыши, и это — стоя. Так что вид похожий, но такие нюансы в игре, скорее всего, не учтены.
Как обстоят дела с навигаторами и картами
Ну, про навигатор, конечно, можно песни петь да поэмы слагать, хотя есть одна проблема. В реальной жизни навигатор — парень умный, много знает, но вот ухо с ним надо всегда держать востро. Частенько он показывает дорогу, которой ещё нет. Или есть, вот только с существенной разницей: в документах дорожников фигурирует как асфальтовая, а на деле же обычная полевая дорога. В лучшем случае «гравийка», по которой едешь и жалеешь, что челюсть не вставная.
Я у себя в блоге писал как-то: послушавшись рекомендаций этого хитрого прибора, врюхался так, что оставшиеся три километра полз по грязи больше суток. Хотя во всех источниках эта дорога отмечена как асфальтовая. Это на легковой развернуться можно где угодно, а на грузовике, даже без прицепа, очень часто бывает, что ехать остается только вперед. Едешь до места разворота и думаешь: «».
Ещё бывает, что в планах на строительство «когда-нибудь, возможно» дорога уже есть, а вот в реальности её не то, что строить, а даже отсыпать не начали. И местные жители совершенно не в курсе, что через их деревушку уже много лет проходит скоростная четырехполосная автомагистраль. Останавливаешься, ищешь хоть одну живую душу в какой-нибудь богом забытой деревне:
Рядовой диалог. Обычный рабочий момент. Бывает и так, что даже знаки висят, что в город N можно попасть по этой дороге. Не только на экране навигатора прорисована дорога — даже в толстом атласе дорог, который всегда лежит в пределах вытянутой руки.
Ещё есть рации, ну и язык. Сходить ногами посмотреть, пообщаться с местными жителями никогда не помешает, а чаще всего избавит от массы ненужных проблем, особенно в городах. В большинстве промзон нумерация и заезды на территории многих промышленных предприятий часто настолько нелогичны, что даже навигатор беспомощен. Так что ноги в ботинки — и вперёд: по лужам, пешочком, отбиваясь от бродячих собак, искать нужные ворота. Чтобы не врюхаться в каком-нибудь глухом тупике, забитом легковушками.
Поломки и ремонт
В играх этот вопрос крайне просто решается — приезжаешь на СТО и периодически платишь. В жизни всё гораздо сложнее. Обычно чем старше грузовик, тем надёжнее — его подшаманить и на трассе можно. С напичканными электроникой траками, конечно, такое не пройдёт.
Одна очень популярная в России марка когда-то грешила систематическими отказами тормозов. Просто окислялись контакты, не выдерживая наших условий. Тормоза оставались только на передней оси — аварийный режим, так сказать. Пять осей не всегда могут удержать гружёный автопоезд на спуске, а уж если она всего одна осталась…
Если машина гружёная, проблем становится на порядок больше. Что делать с товаром — допустим, это 20 тонн бананов. Или мороженого. Можно найти подменный тягач: он зацепит ваш полуприцеп и утащит на место выгрузки. Хорошо, если вы наемный работник в крупном гараже и ваши машины ездят по всей стране. А если «сам на сам»? Сначала ищем тягач, который оттащит «голову» с обочины, где обычно всё и начинается. Хотя бы на охраняемую стоянку. Потому что за неделю стоянки без охраны из машины исчезнет топливо, аккумуляторы, колёса… Разграбят, короче.
Утащили тягач, теперь цепляем полуприцеп и едем с ним выгружаться. Едем сами, потому что, во-первых, полуприцеп может уехать не по адресу выгрузки, а на ближайший склад, где содержимое банально продадут. А за груз отвечает тот, кто расписывался в товарно-транспортной накладной. Да и прицеп зарегистрирован на вас — с его помощью под вашим именем можно уйму грузов увезти «налево». Собственно, автопоезда для этого и угоняют — чтобы потом уводить грузы.
Ладно, прицеп дотащили, выгрузили, гора ответственности с плеч упала. Настало время ремонта. Ищем автосервис, он может быть и в пятидесяти километрах, и в пятистах. Тянем машину. Диагностика показывает, что сломана именно та деталь, которая только под заказ и стоит каких-то нереальных денег. Срок доставки — месяц. Самолет-поезд-автобус и домой. Ждать, пока приедет запчасть. Через месяц ваша железка приехала, поменяли, но… Как говорится, то ли акула глухая, то ли свисток не работает.
Запчасть поменяли, а поломка осталась. В сервисе разводят руками и предлагают поменять . А если не поможет, то и . Но, опять же, за ваши деньги. Деньги — бог с ним, ещё заработаем. Для коммерческой техники, которая предназначена для получения прибыли, гораздо хуже простой. Долгосрочные договора, исполнение которых летит псу под хвост… В итоге машины иногда по полгода вот так простаивают. Не думаю, что в какой-либо игре это можно как-то реализовать.
Про полицию и бандитов
Был у меня седельный тягач «Мерседес», а к нему полуприцеп длиной шестнадцать метров. До того, что в российских ПДД называют «негабаритом», не хватало двадцати сантиметров. Когда гаишники останавливали, они даже документы не всегда спрашивали, сразу хватали рулетку и бежали измерять длину. Со временем даже реагировать на этот цирк перестал. Спросили длину, я ответил. Не поверили — бегайте. А пока глаза у гаишников горят, дыхание отрывистое, схватили рулетку и вымеряют, я наливаю из термоса кружку чая. Сижу в кабине, смотрю, как суетятся. Как наиграются, сами придут.
На самом деле отношения с полицией простые: не нарушай — и никому ты не нужен. Даже вижу улучшения. Если раньше дальнобойщики были интересны ГИБДД лишь как «дойные коровы», то сейчас нет-нет да и проявится человеческое отношение. Буквально недавно передо мной ехал самосвал, и из него посыпался щебень — один камень перебил мне воздушную трубку. Остановился на обочине, пока искал по ящикам нужный фитинг, рядом встал экипаж ГИБДД. Спросили, чем могут помочь, дождались, пока я не завёл двигатель. Лишь убедившись, что всё нормально, уехали.
А бандиты… Тема, конечно, острая, но…За исключением некоторых регионов, где бандитизм централизован и всё крышуется, сегодняшние гангстеры — это мелкая шпана. Преимущественно наркоманы, шныряющие по местам скопления фур. Чаще — иностранных, где много казахов, белорусов, украинцев. Тех, кто, скорее всего, не напишет в полицию. Обычно рэкет происходит на площадках перед крупными предприятиями, где ждут очереди на загрузку. А в остальном со шпаной так — как поставил себя в разговоре, так и будет.
Про обочину и ДТП
Честно признаюсь, в симуляторы вождения фур не играл, и теперь понимаю, что правильно. С реальностью нет ничего общего.
На видео гружёный игрок попал в ДТП — в жизни это была бы колоссальная проблема. Пользователь должен был сойтись или в «лобовую», с пусть и виртуальными, но человеческими жертвами, за что российские суды лепят годы тюрьмы. Или же уйти в кювет. Если не на первой попытке съехать на обочину, то уж на второй точно.
Обочина — обычная российская обочина — страшная вещь. Съехав на неё, никогда не знаешь точно, сможешь ли выехать. Неукреплённая трасса под 40 тоннами полной массы имеет особенность проваливаться. Остановился, попил чай — а уже, оказывается, на мостах сидишь и без трактора никак. Теперь представьте ту же ситуацию, но на скорости — даже километров 50 в час. Хотя бы одно из колёс тягача тонет в обочине, тягач, соответственно, теряет скорость. Но ведь у нас «хвост» из гружёного полуприцепа. Что он делает? Правильно, силой инерции продолжает двигаться вперёд, обгоняя и разворачивая тягач. Конструкция складывается в классические ножницы. Не обращали внимания, что некоторые кабины имеют мятые углы? Это именно последствия ножниц, когда ломает полуприцепом. Как говорят, в лобовое стекло свой собственный хвост увидел.
Что происходит с грузом? Хорошо закреплённый — остаётся лежать там, где лежал. Плохо закреплённый — летит вперёд, ломая борта, стенки фургонов, снося кабины, калеча или убивая водителя. После такого надо найти машину и грузчиков, чтобы «переселить» содержимое полуприцепа в другую фуру. Часть груза вполне может быть испорчена — а то и весь. Если вылетело что-то ликвидное, пиво, к примеру, или водка, то присутствие мародёров из окрестных деревень обязательно.
За груз ответственен перевозчик, который расписывается в накладной. Спрашиваете про страхование? Ситуация такова, что, во-первых, это достаточно недешёвое удовольствие, а, во-вторых, в страховой компании всё равно что-нибудь придумают, лишь бы не платить. Такова реальность.
Когда вытащим машину, оцениваем ущерб. Не исключено, что оценивать уже нечего — тягач превратится в гору металла, которую останется сдать на разборку. А игрок просто перезагрузил миссию.
Про покорение горных вершин
В этом ролике игрок сделал, кажется, вообще всё, чего делать ни в коем случае нельзя. Настоящая фура едва ли смогла бы добраться до перевала. Или двигатель заклинит, или трансмиссию порвёт.
Первое, что понравилось — пользователь спокойно взял груз в 49 тонн, хотя положено 20. Такие штуки обычно обходятся астрономически дорого — за «двойной» перегруз придёт невероятный штраф.
Ну и, конечно, удивительное решение игрока затормозить перед подъёмом, чтобы поглазеть на ДТП. В реальности бы водитель «Скамейки» (так на сленге называют Scania) покорил бы пик горки за счёт силы матюков, которые раздавались бы из рации. Перед возвышенностями стараются не тормозить, а, наоборот, как можно сильнее разогнаться. Если это позволяют дорожные условия, чтобы, максимально используя силу инерции, залететь на вершину.
В самом подъёме ничего особо экстремального не заметил: подъём как подъём, бывают и покруче. Летом на третьей-шестой передаче спокойно вышел бы. Зимой сложнее. Использовать ручник на горке, чтобы набрать обороты — абсолютная глупость. Автопоезд не легковой автомобиль: пневматические тормоза отрегулированы так, что при нажатии на педаль первым начинает тормозить прицеп и лишь потом — «голова». Это сделано во избежание «складывания», когда полуприцеп начинает обгонять тягач. Полуприцеп с грузом всегда тяжелее седельного тягача.
Если бы в жизни водитель так сделал, машина без воздуха в пневмосистеме тормозов встала бы колом. А каждое «троганье» в горку — мощнейший удар по трансмиссии. Такие фокусы с ручником легко оборвут диск сцепления — и это можно считать, что легко отделался. Потому что может порваться редуктор моста, коробка передач. Нагрузки-то дикие, совсем не легковые, а железо, в отличие от людей, всегда остается железным.
Про дороги
В играх дороги неплохие. На картинке, так понимаю, Волгоград? Что же, когда я последний раз там проезжал — года два-три назад, — убедился, что танки Паулюса оставили очень глубокие раны на этой земле. Возможно, сейчас что-то и изменилось в лучшую сторону, но сильно сомневаюсь.
В целом, по моим наблюдениям, качество дорог можно разбить на два вида: и . Состояние «федералок» за последние пару-тройку лет немного улучшилось, хотя трудно сказать, сколько они продержатся, если колея от легковых в свежеуложенном асфальте проявляется уже через пару недель после начала эксплуатации.
Обратите внимание на дорожную колею. У грузовика резина шире, не помещающаяся всем «пятном контакта». В узкой колее она начинает как бы «плавать». Попадаешь одним колесом в такую колею, машину кидает, её приходится как бы ловить.
Если трассы региональные, то там будут волны. С легковой машины это не так заметно, в ней находишься между передней и задней осью, а вот в грузовике, где сидишь «на колесе» очень ощутимо. Для понимания, попробуйте на «Ниве»-трёхдверке проехаться на дальнее расстояние. Уже через пару сотен километров болит всё. У неё, как и у седельного тягача, база короткая, потому и поведение на асфальте схожее.
Про шум из кабины
В играх можно регулировать шум из кабины — например, совсем его убрать. В реальности я бы от такой функции отказался: понимающему человеку звук мотора может много о чём рассказать. Мне, чтобы вовремя переключить передачу, нет нужды смотреть на стрелку тахометра. Ориентируюсь по звуку.
Кроме того, зимой, на обледенелом подъёме, особенно на пустой машине, «ведущая» ось тягача иногда пробуксовывает. Обороты двигателя резко подскакивают, тягач заносит, о чём опять-таки свидетельствует шум в кабине. Лично я для этого зимой даже окно приоткрываю, чтобы погромче было. По звуку работы двигателя можно диагностировать множество неисправностей. Так что шум в кабине — это наше всё. Без него никак.
Про популярность симуляторов дальнобойщиков среди стримеров
Куча людей снимает, как водят виртуальный КАМАЗ, а сотни тысяч на это смотрят? Ну что тут сказать. Типичный обыватель видел нашу работу в фильмах вроде «Чёрного пса» или в известном российском сериале. Там действительно всё красиво, романтика дорог, ситуации рискованные, из которых герои всегда выходят победителями. Отсюда люди, не связанные в реальной жизни с грузоперевозками, упрямо считают, что в работе дальнобойщика сплошная романтика. Что любая девчонка спит и видит, как бы запрыгнуть в кабину фуры. В жизни всё не так.
Водить грузовик в России — совсем не то, что управлять его виртуальным аналогом. Это тяжёлая, во многом неблагодарная работа. Начиная с неработающего законодательства Российской Федерации в сфере автомобильных грузоперевозок, продолжая кучей нахлебников в виде бесчисленного количества «транспортных компаний» и заканчивая практически полным отсутствием дорожной инфраструктуры, ростки которой ещё и уничтожают при расширении дорог. Ещё не видишь, как растут твои дети, ешь чёрт знает что и прочее, прочее, прочее.
А так — да, настоящая мужская работа. Романтики нет, но и за приключениями, равно как и за горем, ходить недалеко. Достаточно всего лишь сесть за руль фуры.
Источник: 4pda.ru