Прощайте, затхлые подвалы: как компьютерные клубы возрождаются в VR

Опубликовано в рамках информационного партнёрства

Компьютерные клубы начала нулевых — настоящий культурный феномен. Безусловно, были они и в других странах, но именно у нас стали особенным местом, о котором с тёплыми чувствами вспоминает целое поколение российских (и не только) PC-геймеров. Но пока одни просто тоскуют по безвозвратно ушедшей эпохе чада и кутежа, компании Wargaming и VRTech решили создать на её основе что-то новое, но невероятно знакомое. Снимайте ностальгические очки — и надевайте виртуальные.

Древнерусская тоска

Для появления компьютерных клубов из конца 90-х нужна была особая обстановка, и она присутствовала: PC (тем более игровые) могли себе позволить немногие, а мультиплеер (о, эти зарубы в первую «Кваку», «Дюка» или «Анрил») требовал подключения к Интернету или локалке, которые тоже были не сказать, что широко распространены. Вот и зародилась на постсоветском пространстве особая субкультура с уникальными атрибутами.

Тёмные полуподвальные помещения с непередаваемым запахом пыли и табака внутри. Пожухлые от сигаретного дыма плакаты с пикантными эльфийками из «Линейки» или Ragnarok Online. Компьютеры «» и «», с разной ценой за час. Ушлые «стрелки» по рублю-два у входа, обещающие показать секретный проход или научить «распрыжке»… И контингент: сквернословящие школьники, стремящиеся напичкать виртуальным свинцом своих друзей и товарищей, да геймеры постарше, не сильно отличающиеся уровнем словарного запаса и благозвучностью речи.

С улучшением общего благосостояния и повсеместным появлением широкополосного Интернета, компьютерных клубов почти не осталось — зачем куда-то идти и лишний раз платить, если всё то же самое есть дома? Оставшиеся же площадки либо превратились в отжившее своё реликты, будто застрявшие в начале нулевых, либо в пафосные киберспортивные арены вроде Yota Space. Здесь красиво, модно и удобно, а крупные издатели то и дело проводят мощные презентации — только рассчитаны такие места скорее на уже сложившихся профи, чем на энтузиастов или рядовых игроков.

 

Редкий контакт и новые ощущения

Но, как ни странно, испытать азарт от игры с живыми людьми можно и сейчас. И речь вовсе не о самодеятельных LAN-вечеринках. Подумайте: чем, помимо посиделок с друзьями, завораживали нас компьютерные клубы? Да теми самыми PC, которые 15 лет назад были далеко не у всех (и отнюдь не всегда могли потянуть последние новинки). Машина, на которой реально было пройти Half-Life 2 на «высоких», становилась окном в другое измерение.

В 2017-м наличием компьютера никого не удивишь, а самые популярные тайтлы для этой платформы без особых проблем запустятся и на тостере (кроме, разве что, PUBG, но это уже другая история). Роль дорогостоящей новинки, которая есть далеко не у каждого, взяли на себя VR-очки: они позволяют не просто прикоснуться к виртуальному миру, а по-настоящему ощутить себя в нём. То есть два фактора вновь сошлись в одном месте, а значит, дело за малым — нужны те самые игры, которые оценить дома не выйдет. Требуется соответствующая площадка, куда можно пойти с  друзьями, чтобы ощутить тот самый дух соревнования.

И она тоже есть: прямо сейчас  в московском «Афимолл-Сити» проходит турнир по шутеру RevolVR. Поднимаетесь на шестой этаж, стоите в небольшой очереди — и вот на голову вам (и вашим будущим соперникам) уже надевают HTC Vive, а в руки вкладывают контроллеры. Осталось лишь немного подождать — минуты через две-три, после завершения настройки, вы окажетесь на слегка мультяшном Диком Западе. Задача простая: стрелять с двух рук, уложить как можно больше противников и постараться не словить пулю самому — для этого тут есть укрытия вроде барных стоек, стогов сена и тому подобных тематических декораций. Впрочем, количество убитых врагов здесь — самый важный параметр, и даже если вас уложат, это не страшно: очень скоро вы снова окажетесь на цифровом стрельбище. И это — правильное решение, которое побуждает не отсиживаться за ящиками, а двигаться и палить из обоих стволов.

Надоесть такое занятие не успеет при всём желании: раунды достаточно короткие, а полный матч займёт не больше десяти минут. Так что даже те, кого в виртуальной реальности обычно укачивает, ощутить негативные эффекты, скорее всего, не успеют. А после небольшой паузы можно попробовать себя ещё раз — к концу первого турнира как раз успеваешь освоить местные пистолеты.

Короткие, но напряжённые раунды, правила, которые просто понять, но нелегко освоить и живые соперники вместо незнакомых ноунеймов по ту сторону монитора — всё это создаёт «» атмосферу компьютерного клуба, по которой многие из нас давно скучали. А необходимость постоянно передвигаться позволяет немного размяться — и после нескольких поединков чувствуешь себя отдохнувшим и приятно уставшим.

 

Киберспорт 2.0: доступный и популярный

Впрочем, простыми дружескими перестрелками создатели RevolVR, по собственному признанию, не собираются ограничиваться. Мероприятие в «Афимолле» — это турнир, который, по замыслу CinemaVR, положит начало целой киберспортивной дисциплине. И тут сам собой встаёт вопрос: «»

С одной стороны, по популярности RevolVR не может соперничать с народными любимцами вроде Dota 2 или Counter-Strike: Global Offensive — слишком уж высокий порог вхождения. И это признают сами организаторы: компания VRTech, с которой сотрудничает Wargaming. С виртуальной реальностью нужен не просто компьютер, а топовая машина, которая потянет и приложения, и шлем, который стоит недёшево. RevolVR, правда, распространяется исключительно через проприетарную платформу, и скачать её в Steam (или на торрентах) не выйдет: вместо этого придётся платить за возможность поиграть в одной из точек CinemaVR. В том же «Афимолле», впрочем, цены вполне гуманные: билет обойдётся в 200 рублей — дешевле похода на какую-нибудь «Лигу Справедливости».

С другой — для стороннего наблюдателя RevolVR куда интереснее какого-нибудь чемпионата по Dota 2. В стандартном матче принимают участие четыре героя, и следить, кто в кого попал (и что вообще творится) неожиданно легко. А уж когда на поле боя выходят твои лучшие друзья, то волей-неволей становишься ярым болельщиком. Да и VR как таковая — для киберспорта площадка совсем новая, в отличие от куда более традиционных дисциплин, где всё давным-давно поделено между мастодонтами жанра.

 

Кузница VR-контента

Когда-то (лет двадцать назад) виртуальная реальность казалась совсем близкой — ещё чуть-чуть, и все мы полностью уйдём в цифровой мир. Этого не случилось — технологии той эпохи оказались неудобными и слишком дорогими для массового применения.

Сегодня же VR-комплекты из громоздких игрушек для энтузиастов и разработчиков помаленьку трансформируются в простой и понятный продукт — разве что цена останавливает. И отсутствие контента. И если домашний сегмент не может стать двигателем прогресса, то площадки а-ля CinemaVR и их турниры вполне способны сделать из диковинки понятное и доступное развлечение. Ну а первые ласточки уже здесь — теперь без затхлых помещений и затёртых до дыр ковриков для мышек. Разве что вездесущие школьники никуда не делись.

 

Источник: 4pda.ru