Прогресс не остановить: три причины для апгрейда игрового PC

Споры о необходимости очередного апгрейда занимают не последнее место в рейтинге священных интернет-войн: одни сметают с полок новое железо и аргументируют результатами тестов, другие считают выход очередной платформы теорией заговора и ни в какую не хотят слезать с устаревшей сборки с комментарием «да оно и так всё тянет». И до определённого момента второй подход худо-бедно себя оправдывал. Но ушедший год не оставил ценителям ретро-системников никаких шансов. Почему так произошло — расскажем в сегодняшней статье.

Актуальность комплектующих — это не только год выпуска и рабочие частоты, но и реальная способность справляться с поставленными задачами. В случае с геймерским PC одного утверждения «и так сойдёт» сегодня уже недостаточно: качество видеоигр растёт, не отстают и системные требования. А те самые бюджетные «чудо-сборки» с YouTube на поверку оказываются сомнительным компромиссом консолям с их устаревшей начинкой. Кому захочется рубиться в новый Wolfenstein при жалких 30 кадрах в секунду? И владельцы стареньких системников вынуждены понижать качество картинки, лишь бы не лагало, упрямо игнорируя тот факт, что даже в  бюджетном сегменте современное железо будет гораздо быстрее своего аналога из 2015 года. В чём же причина такого скачка производительности? Всё просто — свершилась железная революция, перевернувшая весь компьютерный  рынок впервые за несколько лет.

 

Второе пришествие процессоров

Теория

Уже долгие годы выбор пользователей на рынке процессоров крайне ограничен и фактически лежит только между красной и синей «таблеткой» — AMD или Intel? Вот только до недавнего времени эта борьба тяжеловесов шла достаточно неспешно: последние принципиально новые процессоры AMD выпустила ещё в 2012 году. Речь, разумеется, о линейке FX, в которую входили модели, имевшие до 8 ядер и выполненные по 32-нанометровому техпроцессу. И до самого 2017 года никакого прорыва не предвиделось: оптимизировалось устройство чипа, росла частота, но не изменялась архитектура — качественного прорыва не было. Учитывая, что на момент старта линейки топовые FX находились примерно на уровне Intel Core i5, а до Core i7 даже близко не дотягивали, Intel ожидаемо расслабилась. Так и началась сумрачная эпоха прироста в 5% за поколение. Более того: Intel обленилась и перестала делать по-настоящему крутые модели, отказавшись от припоя под крышкой (теперь там тоже термопаста), и не торопилась с переходом на более тонкие техпроцессы.

 

Практика

До 2017 года наблюдалась предсказуемая картина. Владельцы Core i7 на устаревшей архитектуре Sandy и Ivy Bridge  не спешили с апгрейдом: кулер помощнее, множитель в UEFI задрал — и вот тебе четырёхъядерник с частотой вплоть до 5,2 ГГц. Спасибо старому доброму припою под крышкой. У AMD ситуация ещё печальнее — последнее обновление серии FX застопорилось на модели 9590 с чудовищным теплопакетом в 220 Вт и производительностью, которая не дотягивала даже до мейнстримовых аналогов конкурента. И только в 2017-м AMD взорвала рынок выпуском 16-поточных десктопных процессоров по цене 8-поточных i7 от Intel. Вот с этого момента и начинается отсчёт нового витка эволюции CPU: «привычные» +5% к производительности каждый год остались в прошлом, а истории о незыблемых позициях Core i5-2500K перешли в пантеон устаревших мемов.

Казалось бы, нам просто дали больше ядер и обновили техпроцесс. Что тут нового? Но не стоит забывать, что компьютер — это не только процессор, но и, например, быстрая оперативная память DDR4, которую старые платформы банально не поддерживают. Те самые «в год по 5%» и постоянные доработки микроархитектуры за 5 лет дали-таки ощутимый прирост.  Увеличенный кэш L3, сниженное энергопотребление, расширенные наборы инструкций — всё это приводит к весьма неожиданному для засидевшихся на старых платформах результату: даже младший Core i3-8350K по производительности даёт фору старичку Core i7-2600K. А отрыв флагманов прошлых лет от текущего мейнстрима уже не компенсировать никакими припарками вроде разгона всех возможных комплектующих. То же в полной мере справедливо и для семейства Ryzen от AMD. На фоне возможностей младших Ryzen 3-1200 любой FX теперь годится разве что в офисную машинку бухгалтеру на фоне.

 

Выводы

Преимущество современных ЦП не ограничивается одной лишь рабочей частотой. С выходом новых многоядерных линеек прирост производительности составил более 30% сравнительно с предыдущим поколением, а устаревшие платформы и вовсе не выдерживают никакой конкуренции: где это видано, чтобы Core i7 уступал «бедному родственнику» Core i3? Старикам здесь не место — его заняли гораздо более успешные модели.

 

Эволюция видеокарт

Теория

Требования к видеокартам растут, пожалуй, даже быстрее процессорных. Игровым разработчикам требуется обработка огромных объёмов данных: геометрических, текстурных и прочих. С появлением доступных 4K-мониторов, ростом популярности VR-шлемов и выходом новых версий графических API повышается и ряд требований к современным GPU. И уже не стоит удивляться обновлённым системным требованиям очередного ААА-проекта: дело вовсе не в заговоре производителей железа — рынок лишь удовлетворяет хотелки самих пользователей, требующих всё больше продвинутой графики.

 

Практика

О революции в стане видеокарт с появлением линейки NVIDIA на архитектуре Pascal не слышал разве что самый ленивый. Прорывной скачок производительности новых видеочипов стал возможен не в последнюю очередь благодаря переходу с 28-нм транзисторов на 16-нм. Это позволило разместить больше элементов на меньшей площади и существенно снизить утечку мощности и тепловыделение. Также Pascal имеет лучшую дельта-компрессию цвета, что повышает пропускную способность памяти на 20%. И пусть сейчас не каждая игра способна оприходовать 320 ГБ/с — прогресс не стоит на месте, и запас мощности лишним не будет уже сегодня. Особенно для VR-проектов, где этот показатель играет большую роль. Для сравнения, GTX 1080 вдвое производительнее в VR, чем GTX 980Ti. Этому способствует и мультипроцессирование (SMP), позволяющее видеокарте вычислять до 16 проекций за один подход.

Не отстаёт от «зелёного» соперника и AMD — использование памяти с огромной пропускной способностью —  HBM — в серии Fury X стало большим прорывом в графических процессорах «красной» компании со времён выхода первых моделей на архитектуре GCN. Та же технология получила применение и во флагманской линейке AMD Vega — правда, состязаться на равных с топовыми решениями конкурента последняя уже не смогла: не повезло родиться в проблемное время. Против «Веги» сыграло сразу несколько факторов: высокая стоимость, очередной бум майнинга крипты (который особенно хорошо вёлся именно на новых карточках от «красных», недостаточные объёмы производства чипов памяти (вообще любой)… Впрочем, технологические улучшения имеются: новое видеоядро произведено по 14-нм техпроцессу FinFET LPP. Дополняют картину новый пиксельный движок, поддержка большинства функций DirectX 12 с уровнем возможностей Feature Level 12_1 и расширенная поддержка Vulkan 1.0. Как-никак, Vega — это прекрасный фундамент для продуктов новой архитектуры, и спустя 2-3 года рынок может преобразиться до неузнаваемости.

 

Выводы

Новая линейка видеокарт NVIDIA GTX 10-й серии практически похоронила достижения предыдущего поколения, не говоря уже о более старых моделях. Тихие, холодные, производительные — и при этом с меньшим энергопотреблением. Изменений столько, что у нас по ним написана отдельная статья. Из ключевых стоит упомянуть оптимизацию по части геометрии и асинхронной работы с полной обработкой прерываний на самом низком уровне, множество технологий, заточенных на работу с VR и высокими разрешениями. И, разумеется, частоты, которые и не снились предшественникам.

 

Ответственное хранение

Теория

В общем случае, говоря о накопителе в современной сборке, мы подразумеваем именно SSD, а уделом HDD остаётся традиционное хранение данных, при котором низкая скорость чтения/записи полностью оправдана невысокой стоимостью гигабайта хранилища. Ассортимент SSD-накопителей, расширившийся с выходом новых чипов 3D NAND, поначалу может запутать обилием малопонятных пользователю аббревиатур. На самом деле всё не так сложно, как кажется. 3D NAND — это не новый тип памяти, а название технологии её производства, основанного на вертикальном расположении ячеек. Поэтому выбирать конкретную модель предпочтительнее по реальным тестам производительности, а не красивым логотипам на упаковке. Не стоит забывать и о сценарии использования. К примеру, в геймерскую сборку необязательно устанавливать серверный накопитель: срок службы у него действительно выше, но куда разумнее вложить разницу в цене с «гражданской» моделью в видеокарту или оперативную память. В реальности, чтобы исчерпать ресурс даже бюджетной модели, потребуется ежедневная запись свыше 10 ГБ в течение пары-тройки лет. То есть достаточно перенести папку загрузок на обычный HDD и не сходить с ума по цифрам.

 

Практика

На практике, помимо типа памяти (и, разумеется, объёма), главное потребительское свойство накопителя — скорость чтения/записи. При планировании бюджетной сборки или апгрейда критичной разницы между моделями в скорости загрузки ОС и приложений можно и не заметить. Однако стоит помнить об ограничении буферной памяти в недорогих моделях — при копировании объёмных файлов это может привести к значительной потере скорости. А высокобюджетное железо имеет смысл комплектовать высокопроизводительными NVMe-моделями с интерфейсом PCI-Express — именно они являются рекордсменами в своём классе. Благодаря новому интерфейсу подключения и оптимизированному для работы с флеш-памятью набору команд результаты классических SATA-накопителей остались так же далеко, как те, в своё время, обогнали обычные HDD.

Выводы

Даже принимая во внимание большую стоимость за гигабайт хранилища и меньший (в теории) срок службы, SSD-накопитель является безальтернативной опцией любой современной сборки для игр или серьёзного софта. Как никак, именно хранение данных не первое десятилетие выступает «бутылочным горлышком» при многих задачах. В плане именно сохранения контента и использовании для нетребовательных к скорости работы приложений   старому доброму HDD ещё долго до почётной пенсии, а вот системе, «Фотошопу» и играм, в которых максимально важна скорость подгрузки данных дорога одна — на твердотельник.

В качестве примера взяты наиболее популярные и актуальные модели в своих категориях. График не в масштабе.

 

Конец эпохи

В результате остаётся только констатировать — эпоха старых платформ ушла, и засиживаться на позавчерашнем железе нет смысла. Будущее уже здесь. Пора признать очевидное и задуматься об апгрейде, а не плясать с бубном перед стареньким системным блоком, тщетно призывая духов оптимизации. Железная революция 2017 года задала вектор развития игровых PC и продолжает его развивать. Поэтому пришло время выбирать сторону баррикад. А сделать правильный выбор поможет Ситилинк.

Источник: 4pda.ru