Обзор Torment: Tides of Numenera — старикам тут самое место

Возрождать давно забытую, но любимую игру — что идти по натянутому канату. Наклонишься в одну сторону — и добавишь слишком много современных нововведений, упрощений и бессмысленных красивостей. Качнёшься в другую — и оставишь слишком много старых приёмов, которые не нравятся никому, кроме совсем уж заматеревших ветеранов. Результат в любом случае будет один — грохнешься вниз под улюлюканье толпы, которая не только не пожалеет, а ещё и тухлым помидором в рожу запустит.

Поэтому, когда inXile решили сделать не просто классическую RPG, а духовную наследницу культовой Planescape: Torment, многие затаили дыхание: шансы оступиться и свернуть себе шею тут были как никогда высоки. Беспокойства добавляло то, что в 2014-м студия Брайана Фарго исполняла похожий трюк с Wasteland 2, и без травм тогда не обошлось. Публика рассчитывала на Fallout, а вместо этого получила такой олдскул c откровенно устаревшим интерфейсом, что обломала все зубы. Повторилась ли история с Torment: Tides of Numenera?

 

На манеже всё те же

Войти в одну реку дважды, как известно, нельзя. Авторы Tides of Numenera это знают и не пытаются скопировать Planescape: Torment. В конце концов, можно виртуозно повторять трюки Гарри Гудини, но Гудини ты от этого не станешь.

Начинается всё очень знакомо. У тебя нет прошлого, и нет имени. Ты рухнул на Землю из темноты, и очнулся на полу незнакомого здания. Рядом — загадочный разбитый кристалл. Над головой — дырка на потолке, которую ты пробил при падении, а чуть поодаль стоят два яростно спорящих незнакомца.

Главный герой Planescape: Torment был бессмертен. Изменчивый Бог, один из героев Tides of Numenera, тоже нашёл способ жить вечно. Но он не отправляет чужие души в ад, а создаёт себе новые тела и переносит в них сознание. Когда старое ему надоедает, он бросает его и переселяется в новое, не сильно заботясь о том, что будет дальше.

В Tides of Numenera ты — не полулегендарный Изменчивый Бог, а последнее из его бесчисленных порождений. Твое тело, таланты, сама жизнь — всего лишь результат его прихоти. Десятилетиями он носил твоё обличье словно маску, в которой творил что хотел: грабил, убивал, играл с чужими чувствами и не возвращал книги, взятые «на почитать». А теперь бросил, как змея сбрасывает шкуру, посреди незнакомого города. На память остались лишь клеймо на лице, куча вопросов без ответов, и долги, которые придётся возвращать.

И долги немалые. Чёрт с ней, с потерянной книгой. Мироздание, оказывается, очень не любит, когда всякие Изменчивые Боги нарушают его законы и обманывают смерть. Оно охотится за вами с единственным намерением — уничтожить. Ты ничего не делал и только начал жить? Ему плевать. Впрочем, если починить тот самый кристалл, который ты разбил при падении, есть шанс выжить самому и спасти остальных. Так тебе говорят — но в этом мире никому и ничему нельзя верить…

 

Курс философии для Девятого мира

— спрашивала Planescape: Torment в 1999 году. 18 лет спустя её создатели отвечают — ничего. Вселенная Numenera — это наш мир через миллиард лет. Восемь великих цивилизаций сменят друг друга за это время.  На их обломках вырастет девятая — ещё не вышедшая из своей полуразрушенной колыбели и не решившая, какой она хочет быть. Появятся роботы, мутанты, инопланетяне, похожие на рыб и насекомых. Изобретут гаджеты, способные хранить сознание и переносить тебя по чужим воспоминаниям, большинство болезней и травм будут лечить пшиком аэрозоля, а оружие сможет резать плоть в нескольких измерениях сразу.

А люди всё те же. Ведут те же бессмысленные войны друг с другом, поклоняются лжебогам, всё так же обманывают, предают и убивают друг друга во имя великих целей и всеобщего блага. Они хотят того же, что и мы — любви, родительского признания, спасения своих близких. И так же страдают. Они — просто люди, хоть некоторые из них и называют себя богами. И спрашивать надо не о том, можно ли изменить их сущность. — вот куда более насущный вопрос.

Tides of Numenera задаёт его в лоб, но не предлагает ответа, и не подталкивает к тому, который авторы считают единственно верным. Решать придётся самому на протяжении всей игры. Быть гуманистом, альтруизму которого позавидуют Мать Тереза и Махатма Ганди? Злодеем, которого Йозеф Менгеле осудил бы за зверство? Tides of Numenera не карает падением репутации и не вешает ярлык «Chaotic Evil». Но честно предупреждает — исход зависит только от тебя и твоих действий.

Правда, что-то очень знакомое? И пусть Planescape заброшен на полку вместе с правилами Advanced Dungeons & Dragons второй редакции — его дух витает в воздухе Numenera с её причудливыми зданиями, диковинными обитателями и невероятной свободой действий. Сменилось имя, правила и верхний слой краски. Неизменным осталось одно: стены текста.

 

Читай, пока молодой

Если диалоги в Mass Effect и Dragon Age казались вам чересчур затянутыми, крепитесь. Tides of Numenera встречает письменным слогом, им же и провожает. Между ними ждут: задушевные беседы со множеством ответвлений и подробные описания предметов, локаций и героев (всё это — с минимальной озвучкой). Временами игра превращается в самый настоящий текстовый квест и буквально заваливает длинными абзацами.

В любых других руках такое обилие писанины очень быстро может отбить любой интерес. И вот тут авторы Tides of Numenera проявляют одновременно невиданную ловкость рук и чудеса балансировки.

Сначала на помощь приходит картинка. Идёшь по городу со светящимися мостами, древними храмами и загадочными конструкциями, исследуешь гробницы великих героев, пробираешься через утробу неведомого чудища… Райские сады и инфернальные пейзажи в духе Босха сменяются буйными фантазиями на тему Гигера и «Звёздных войн». Всё нарисовано с такой любовью и таким вниманием к деталям, что невозможно удержаться и не начать тыкать то туда, то сюда. Что это за странная статуя с рыбьей головой? Что за иероглифы выбиты на памятнике? Что за символ выведен кровью на стене? А вот сейчас прочтём и узнаем!

Когда глазеть на изометрическое великолепие надоедает, игра, будто угадав ваши сокровенные желания, чуть сбавляет обороты. Вот текст, вот чёрно-белые иллюстрации, вот эмбиент на заднем плане — расслабляйся, обдумывай, вникай.

Диалоги тоже не всегда обязательны — почти любую проблему можно решить множеством способов. Хочешь взывать к лучшему в людях — пожалуйста. Хочешь врать, изворачиваться и запутывать? Тоже никто не запрещает. Вы человек действия? Нет проблем, работаем топором, мечом или файерболом.

Тем более, что именно в бою раскрываются преимущества нового движка. Герои больше не несутся в бой сломя голову, не топчутся на месте и не распихивают друг друга локтями, отчаянно пытаясь вчетвером попасть по одному несчастному гоблину. Всё стало понятнее — но не примитивнее. Разбираться в особенностях местных классов (классические воин, маг и вор тут зовутся глейв, нано и джек) и раздумывать, на что тратить потом и кровью заработанный опыт, всё равно придётся.

 

Смертельный номер удался

Пожалуй, у Tides of Numenerа есть только один недостаток — серьёзный тон, который она честно выдерживает в течение двадцати с лишним часов основной кампании и далее. Planescape не уставала подшучивать над приёмами как своей родительницы Dungeons & Dragons, так и фэнтези вообще. Ничего подобного вы в Numenera не найдёте — на хиханьки-хаханьки никто отвлекаться не будет. В том числе и ваши спутники — они могут отвесить едкую реплику или ввернуть что-нибудь забавное, но и только. Партийных хохмачей вроде Морте не ждите.

Это, впрочем, дело вкуса. Но и восприятие Tides of Numenera целиком от него зависит. Её приготовили по старинному рецепту тех лет, когда любители видеоигр почти всегда увлекались D&D, лишь минимально адаптировав под современного геймера. Тем, кто готов дать ей шанс, приняв правила и условности, она может понравиться. Всем остальным грозит несварение желудка. Но если вы всерьёз хотите распробовать CRPG старой школы, и не желаете заморачиваться с древними интерфейсами, морально устаревшими правилами и прочим — добро пожаловать в Девятый мир.

 

Достоинства:

  • действительно сложный и серьёзный сюжет с философским подтекстом;
  • мир, проработанный до мельчайших подробностей;
  • живописная изометрическая графика;
  • отсутствие откровенного копирования Planescape: Torment;
  • обилие диалогов и описаний;
  • свобода действий.

 

Недостатки:

  • до одури серьёзный тон;
  • неоправданно высокий ценник на версию для PlayStation 4;
  • в зависимости от ваших вкусов — практически всё из списка “Достоинства”.

 

Выходные данные

  • Платформы: PC, Mac, Linux, PlayStation 4, Xbox One
  • Разработчик: inXile Entertainment
  • Издатель: Techland
  • Дата выхода в России: 28 февраля 2017 года
  • Локализация: русскоязычные интерфейс и субтитры
  • Похожие игры: Planescape: Torment, Pillars of Eternity, Icewind Dale, Baldur’s Gate
  • Стоит ли покупать сейчас? Да

Скачать на PlayStation 4

Скачать на Xbox One

Скачать в Steam

Источник: 4pda.ru