Обзор The Evil Within 2 — если бы Silent Hill снимал Майкл Бэй


Себастьян Кастелланос бежит к горящему дому, но спасти дочку не успевает. Маленькая Лили плавится в огне, словно воск. Детектив кричит и зажмуривается, не выдержав страшного зрелища. Когда он открывает глаза, вокруг — не пылающий ад, а полутьма бара. Ему приснился кошмар. Пора опять наполнить стакан, чтобы не думать о гибели дочери… Но напиться в эту ночь он не успеет. Героя ждёт шокирующая весть: смерть Лили инсценирована. Ради спасения девочки Себастьян готов погрузиться, как и три года назад, в мир виртуальных кошмаров, порождённых машиной STEM.

Нырок в искусственную реальность забрасывает Кастелланоса в провинциальный городок Юнион. Корпорация «Мёбиус» задумывала его как образцовую американскую утопию — рай для сотен людей, чей разум подключен к системе STEM. Но что-то в секретном эксперименте пошло наперекосяк, и декорации цифрового «Шоу Трумана» начали рассыпаться на куски. Газоны завалены трупами, по идиллическим улочкам бродят мутировавшие жители, охочие до человечины, а у Себастьяна на первых порах нет даже оружия. Так начинается The Evil Within 2 — хороший блокбастер, но посредственный сиквел.

 

Лики зла

Оригинальная The Evil Within, разработанная в 2014-м студией Tango Gameworks, была авторским произведением Синдзи Миками. Японский геймдизайнер, стоявший у истоков сериала Resident Evil, прекрасно понимал, как погрузить современных геймеров в затяжной кошмар. Патронов в первой части злоключений Кастелланоса вечно не хватало, одна зубодробительная битва следовала за другой, а опрометчивый шаг в темноту грозил смертью от капканов, растяжек и мин.


Миками сделал не просто сложнейшую игру о выживании, а интерактивный музей хоррора: каждая сцена, враг или место действия отсылали к классике ужасов. Побег от маньяка, навеянный «Техасской резней бензопилой», сменялся прятками от зомбированной деревенщины в духе Resident Evil 4. Сюрреалистический спуск в подсознание психопата, как в триллере «Клетка», заканчивался дракой с парой сейфоголовых монстров, цитирующей Silent Hill 2. Всё это вкупе с мозголомным повествованием и шедевральным арт-дизайном обеспечило The Evil Within культовый статус.

К сожалению, при разработке номерного продолжения роль Миками свелась к продюсированию. Режиссёрское кресло занял Джон Йоханас, курировавший создание дополнений для первой части. Рокировка пагубно сказалась на самобытности проекта. Взять хотя бы сюжет: события оригинала интриговали не хуже нолановского «Начала», а прыжки из одной реальности в другую объяснялись лишь в финале. Сиквел же рассказывает клишированную историю об отце, ищущем дочь в недрах STEM. Почти все сюрпризы Bethesda проспойлерила в дебютном ролике с E3 2017 и релизных трейлерах.


Но проблема не в самой попытке превратить психопатологический триллер в голливудскую драму калибра The Last of Us. Беда в том, что писать душещипательный сюжет доверили Тренту Хааге — сотруднику трэш-киностудии Troma, отметившемуся лентами с говорящими названиями «Мёртвый и гниющий» и «Токсичный мститель IV». Вот почему в The Evil Within 2 персонажи «картонные», а диалоги нередко граничат с пародией. У Себастьяна, к примеру, на любую ситуацию заготовлено любимое слово: «Чтооо?» «Что это было?» «Что за чертовщина?» «Что теперь делать?»

 

Папа может всё, что угодно

Первая The Evil Within не давала продыху, гоня Кастелланоса от одного аттракциона боли и пыток к другому. В тесных пространствах детектив чувствовал себя загнанным зверем, которого преследует свора гончих. На этот эффект работало всё: неуклюжая стрельба, отсутствие подсказок в битвах с боссами, медлительность героя, который после нескольких секунд бега останавливался и переводил дыхание. Авторы сиквела отказались от хардкорных механик, пытаясь охватить широкую аудиторию. Клаустрофобный хоррор превратили в экшен с дефицитом патронов и псевдо-открытым миром.


Город разделён на несколько районов, связанных сетью подземных туннелей и лабораторий. У Себастьяна есть рация, с помощью которой он ищет не только Лили, но и «точки резонанса»: места с оружием, боеприпасами и металлоломом для улучшения огнестрела. Попадаются и выжившие: оперативники «Мёбиуса», готовые озадачить поручением «подай-принеси».

Поначалу, когда в распоряжении детектива нож и пистолет с дюжиной патронов, ходить по кишащему нежитью Юниону жутко. Твари резвые, живучие и злые: пара ударов — и Кастелланос не жилец. Приходится импровизировать. К одному уроду подкрасться со спины и всадить нож в череп, другого успокоить одноразовым топором, оставшихся заманить на разлитый бензин и поджечь метким выстрелом. Адреналин? Хоть вёдрами вычерпывайте. В лучших традициях The Last of Us.

Однако со временем, разжившись чем-то мощным вроде арбалета с четырьмя видами стрел или штурмовой винтовкой, перестаёшь воспринимать орды зомби как угрозу. Убежать, нырнуть в кусты или схорониться за ящиками — способов отступления всегда хватает. Кадавры быстро теряют интерес к преследованию, что облегчает скрытные убийства ради заготовки ресурсов. Как и раньше, собрав достаточно зелёной жижи с трупов, можно прокачать протагониста. Но некоторые новые умения — вроде выживания после фатального ранения — выглядят форменным жульничеством: не за Рэмбо же играем.


Зато исследовать Юнион действительно интересно — обставлено всё в духе Silent Hill: Downpour. Вы заходите в автомастерскую, решаете головоломку с электрощитком и находите вместительный подсумок для пистолетных магазинов. Поднимаетесь на крышу кафе и обнаруживаете рядом с трупом спецназовца сломанную снайперскую винтовку, которую со временем чините. Открываете дверь неприметного домика — и на пару минут проваливаетесь в инфернальное измерение, где приходится улепётывать от призрака. Мини-спектакли отлично срежиссированы и раскрывают историю падения города. Жаль, что их преступно мало и сосредоточены они в первой половине прохождения.

 

Второй сорт?

Как бы ни было интересно бродить по Юниону, новому творению Tango Gameworks отчаянно не хватает авторского видения. Львиную долю удачных идей вторая часть ворует у предшественницы. Помните в оригинале 2014 года психоделичные прятки от всевидящего ока, норовящего испепелить Себастьяна? Этот трюк разработчики проворачивают и здесь. Кошмарный уровень в катакомбах под церковью? В Юнионе тоже есть похожее подземелье. Оборона хижины от толп зомби? Да, и этот эпизод перекочевал без изменений. Нашлось даже место сцене, где Кастелланоса поочередно сталкивают с тремя боссами из первой части (теперь они уничтожаются в считанные секунды).


Синдзи Миками не стеснялся эпатировать публику лабиринтом из пульсирующей плоти или фантасмагорическим побоищем внутри гигантского мозга, и такие моменты сменяли друг друга с калейдоскопической скоростью. В сиквеле по-настоящему шизанутые эпизоды можно пересчитать по пальцам одной руки. Добрую половину игры эксплуатируется сюрреалистическая картинная галерея, где обосновался маньяк-фотограф, делающий арт-инсталляции из убитых жертв. Красиво и жутко, спору нет, но зачем злоупотреблять одним и тем же приёмом с исчезающими за спиной дверьми и коридорами, превращающимися в нескончаемый витиеватый лабиринт?

The Evil Within 2 вызывает смешанные эмоции. Это зрелищный, но глуповатый боевик с отличной режиссурой и вылизанной картинкой. Так мог бы выглядеть «Твин Пикс», если бы его снимал Майкл Бэй. В один момент Кастелланос блуждает в иллюзорном лабиринте алых портьер, деланно пугаясь каждого шороха, а в следующий — играючи взрывает к чертям громадное чудовище. Yo She Bitch, Let’s Go! Неясно лишь, какое это имеет отношение к тому самому шедевру Миками, который три года назад повергал в панику и нервировал до дрожи. Некогда бескомпромиссный хоррор, шокировавший не хуже «Пилы» и «Хостела», превратился чуть ли не в семейный ужастик наподобие «Полтергейста», где монстры сочатся не кровью и гноем, а белым воском. Вроде и пугают, но совсем не страшно.

 

Достоинства:

  • удачное чередование псевдо-открытого мира и постановочных линейных уровней;
  • гениальная режиссура отдельных жутких моментов;
  • отличная работа со светом и звуком;
  • хорошая оптимизация на консолях.

Недостатки:

  • тотальное упрощение геймплея (по сравнению с оригиналом);
  • много экшена, но мало саспенса;
  • нет авторского почерка, характерного для первой части;
  • простоватый сюжет и стереотипные злодеи;
  • малое разнообразие врагов;
  • несложные битвы с боссами;
  • посредственная оптимизация на PC.

Выходные данные

  • Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
  • Разработчик: Tango Gameworks
  • Издатель: Bethesda Softworks
  • Дата выхода в России: 13 октября 2017 года
  • Локализация: русскоязычные озвучка и субтитры
  • Похожие игры: Silent Hill: Downpour, The Last of Us, Resident Evil 4, The Suffering: Ties That Bind
  • Стоит ли покупать сейчас? Да, если соскучились по хорошим триллерам

Скачать на PlayStation 4

Скачать на Xbox One

Скачать на РС

 

Автор текста: Владимир Салдан

Источник: 4pda.ru