Обзор Shadow of the Colossus — возможно, лучший ремейк в истории

Мрачный путник с волшебным мечом и бездыханным телом на руках. Таинственный демон, способный возвращать людей из царства мёртвых. И 16 причудливых исполинов, хранящих покой богом забытой долины… Какие-то произведения по праву считаются бессмертными, не требующими правок. И Shadow of the Colossus, одно из лучших приключений эпохи PlayStation 2, в их числе. Тем не менее Sony буквально на днях выпускает его полномасштабный ремейк — с улучшенной картинкой и слегка обновлённым геймплеем. Вопрос один: это манна небесная или святотатство?

Деконструкция

Многие, скорее всего, что-то да слышали о странствии юного воина по землям каменных чудовищ: эта артхаусная классика будоражит умы как прессы, так и простых геймеров вот уже 13 лет. В чём секрет долголетия и вечной любви? Всё просто: Shadow of the Colossus — игра практически безупречная. Шедевр, прекрасный в своём минимализме и целостности.  

В нём, в отличие от современных блокбастеров, нет ничего лишнего, спорного, бессмысленного. Нет обычных врагов и затянутых поединков. Нет побочных заданий, отвлекающих от неспешного, но увлекательного повествования. Да и самой истории не откажешь в лаконичности — из этой песни и слова не выкинешь.

Есть только герой и стоящие на его пути гиганты — те самые колоссы, схватки с которыми напоминают скорее хитроумные головоломки, чем обычные драки до последней капли крови. Найди, изучи, заберись на шею/руку/хвост, прикончи, ударив по слабому месту — и так 16 раз. Казалось бы, скука пополам с однообразием. Но есть в происходящем какая-то изюминка. Противиться аскетичному очарованию «Колосса», с его медитативным скалолазанием сложно даже тем, кто предпочитает откручивать головы демонам на Марсе.

Вот только нужен ли такому великолепию ремейк? В условиях до простоты гениального минимализма каждая деталь служит какой-то цели: создаёт настроение, опускает завесу тайны, превращает просто хорошую схватку с боссом в нечто феноменальное и запоминающееся на всю жизнь. Если добавить что-то новое в произведение столь выверенное, велик риск нарушить гармонию, в поисках которой авторы пустили под нож десятки ярких, но неидеальных дизайнерских решений и задумок. Неудивительно, что сразу после анонса к разработчикам переосмысления возник ряд неудобных вопросов — начинающихся по большей части со слов и Понять всеобщий скепсис можно. Но, к счастью, на этот раз он оказался неоправданным.

 

В чужой тени

Прохождение Shadow of the Colossus образца 2018 года сродни возвращению домой после долгого отсутствия: да, кто-то переклеил обои, отряхнул пыль и переставил по алфавиту книги на полках удобства ради. Зато милые сердцу предметы интерьера осталось на своих законных местах. Никаких бестолковых «улучшений», упрощений или, боже упаси, DLC — набившая руку ещё на PS3-версии «Колосса» Bluepoint Games воспроизвела геймплей оригинала столь скрупулезно, что сложно не восхититься её дотошностью. Кого-то, возможно, подобная осторожность немного огорчит (где новый контент?). Однако реставраторы рассудили здраво: Team Ico продумала каждый нюанс — нечего заниматься самодеятельностью. В переиздание привнесли лишь сущие мелочи: жизненно необходимую нынче функцию автосохранения (чтобы не мотаться каждый раз к поросшим мхом храмам) и возможность отключать надоедливые подсказки по ходу битв. В остальном — словно и не было тех 13 лет.

Основным фронтом работ стала картинка — и вот её-то переделали почти целиком. По инерции хочется прибавить — но нет. Перерисовав текстуры и добавив полигонов, дизайнеры Bluepoint бережно сохранили облик классики, не пожертвовав, пожалуй, ничем. Каждый элемент ландшафта, будь то гора или фруктовое дерево, стоит на своём законном месте — просто теперь до того весьма аскетично выглядящие предметы обросли подробностями и деталями. Колышущаяся под ногами путника трава; ветер, сдувающий пыль со скал в пустыне; пробивающиеся сквозь листву лучи солнца… Перечислять маленькие, но очень уместные штрихи, отсутствующие по тем или иным причинам в оригинале, можно очень долго. Пускай кое-где авторы откровенно переборщили (от обилия спецэффектов в финале начинает немного рябить в глазах), их труды достойны восхищения и престижных наград. Ещё бы, ведь одной лишь «подтяжкой» разрешения на сей раз дело не ограничилось.

К частоте кадров тоже не придраться. Обычно в погоне за красотами многие студии забывают отладить производительность — а вот Bluepoint, к счастью, эти грабли сумела обойти. Сколько бы ни трясли гривами могучие колоссы, как бы ни били чудища копытами и кулаками по земле, FPS уверенно держится заявленной планки. 30 кадров на обычной PlayStation 4, 60/30 (в зависимости от избранного режима работы) — на PS4 Pro. В этом плане ученики превзошли мастеров: в своё время PS2-релиз запомнился геймерам не столько беспрецедентными (по тем временам) масштабами происходящего, сколько частыми «просадками» в ходе особенно жарких сцен. 18 лет прогресса налицо.

Так чего же не хватает ремейку? Разве что нового, невиданного ранее контента: например, не доживших до оригинального релиза колоссов — хотя бы в виде концепт-артов или видеороликов. Посмотреть на «живых» Феникса или Дракона (а то и бросить им вызов) было бы по-настоящему занятно. Увы, остаётся довольствоваться раскопками неутомимых интернет-археологов.

 

Вторая жизнь

Не каждому шедевру прошлого удаётся выдержать испытание временем. Но Shadow of the Colossus и в 2005-м вызывала восхищение, и в 2018-м радует глаз. Аплодисменты коллективу Bluepoint: ремейк столь же талантливый и выверенный нужно ещё поискать.

Если пропустили оригинал или ремастер, то самое время отправиться на охоту за колоссами — и оставить на полях Запретных земель частичку себя. Без этого, так уж вышло, никуда.

 

Достоинства:

  • увлекательный и совершенно не устаревший геймплей;
  • восхитительная картинка, отличные спецэффекты и стабильная частота кадров;
  • величественный саундтрек;
  • непередаваемая атмосфера;
  • реиграбельность;
  • улучшенное управление;
  • относительная дешевизна;
  • ряд мелких, но крайне приятных добавок вроде автосохранения;
  • удобный фоторежим.

Недостатки:

  • редкие и порой весьма обидные баги;
  • камера иногда работает против игрока.

Выходные данные

  • Платформа: PlayStation 4
  • Разработчик: Bluepoint Games, SIE Japan Studio
  • Издатель: Sony Interactive Entertainment
  • Дата выхода в России: 7 февраля 2018 года
  • Локализация: текстовый русскоязычный перевод
  • Похожие игры: Ico, The Last Guardian, Majin and the Forsaken Kingdom
  • Стоит ли покупать сейчас? Да, обязательно

Скачать на PlayStation 4

Источник: 4pda.ru