Обзор Seven: The Days Long Gone — «Киберпанк 2077», который мы заслужили
У жанра изометрических RPG открылось второе дыхание: вспомним недавние Tyranny, Divinity: Original Sin 2 и Torment: Tides of Numenera. Бывшие сотрудники CD Projekt RED, ответственные за третьего «Ведьмака», тоже решили попробовать силы в этом формате. Однако не стали ограничивать себя традиционными условностями, нагромоздив в одной игре киберпанк, постапокалипсис, фэнтези, паркур, фехтование, стелс, Fallout, Assassin’s Creed и Thief. Казалось бы, что может пойти не так?
Остров невезения в океане есть
В далёком будущем, разумеется, всё плохо. Мир пережил войну между людьми и демонами, которая не оставила от цивилизации камня на камне. Среди руин расплодились монстры, а выжившие напичкали себя киберпротезами и превратились в мусорщиков. То разбитый смартфон из кучи хлама вытащат, то пульт от телевизора, то джойстик или сгоревшую видеокарту. Но великие времена требуют выдающихся лидеров. Человек по имени Драган при помощи техномантов собрал банды в империю, все ресурсы которой теперь подчинены единой цели — полёту к звёздам. Именно поэтому герой игры Териэль стал вором. Где тут логика, спросите вы. А её нет.
Никто не объясняет и того, зачем горе-авантюристу понадобилось лезть в хорошо охраняемый особняк, чтобы выкрасть аппарат неизвестного назначения. Но заканчивается рисковое дело арестом и колкими диалогами с поселившимся в голове героя призраком (не спрашивайте). Тюремный дирижабль доставляет Териэля на остров каторжного типа Пе, где сотни таких же зэков пытаются наладить быт, как в старые добрые времена. С дерущимися за ресурсы головорезами, рынками, бойцовскими клубами, увеселительными заведениями, трущобами и дворцами. Из этой-то обители порока нам и предстоит выбираться.
Вариативный облом
Остров поделён на семь секторов, связанных сетью КПП и станциями монорельса — отсюда, кстати, Seven в названии. Перемещаться из зоны в зону можно двумя способами: легально, покупая визы в специальных автоматах, и незаконно — за квартал обходя пропускные пункты и патрули, которые проверяют документы. Но как ни изворачивайся, три четверти сюжета всё равно состоят из беготни от точки А до точки Б. И ладно бы по прямой. Поражающий дизайном и масштабами остров не терпит лёгких путей. Иногда для достижения цели приходится закладывать километровые обходы. Впрочем, так даже интереснее: есть повод поглазеть по сторонам.
Просто диву даёшься, как небольшой коллектив из 20 человек ухитрился создать настолько просторный и со вкусом оформленный мир — это, без преувеличений, один из самых выразительных постапокалипсисов в истории жанра. Но со временем замечаешь, что вокруг по большей части сплошная бутафория. Из интерактивных объектов — разве что торговые автоматы, терминалы и ящики с мусором, а снующие туда-сюда прохожие годятся только для ревизии содержимого их карманов. Попробуешь взаимодействовать иначе — пошлют куда подальше. Так здесь работает большинство механик: сперва приятно удивляют, затем вызывают фрустрацию.
Едва вы войдёте во вкус, конструируя улучшения, эликсиры, ловушки, и, например, узнаете, что из кучи навоза можно получить железный слиток, как изобретательский азарт обернётся рутиной. Хотите усилить доспех? Прикрутить на меч новую гарду? Сперва побегайте по свалкам, соберите вагон компонентов и модернизируйте верстак до третьего уровня, а затем притащите ещё тонну хлама для сборки устройств по чертежам. Рыболовецкие крючки, доски, битая стеклотара, спички, пригоршни заклёпок, просроченное пиво, изолента и теннисные мячики — в ход идёт всё, что не прикручено к полу.
Паркур даётся легко, но радует ровно до того момента, когда герой застрянет в текстуре или, наоборот, оступившись, провалится в бездну. Постепенно привыкаешь сохраняться перед каждым трюком. Не упрощает ситуацию и многоэтажность уровней. Стены, люди, предметы то появляются, то пропадают, а из-за угла обзора верхний ярус практически никогда не виден. При том, что задумка, ломающая традицию горизонтального дизайна в изометрических RPG, сама по себе хороша.
Старомодной Seven: The Days Long Gone только притворяется. Что сработало бы в Fallout, здесь попросту неосуществимо. Вот вам пример. Со словами «» вор Териэль рубит на куски владельца свалки в Третьем секторе. Тот почему-то не рубится: когда его здоровье падает до нуля, он бодро убегает. Мчим за ним вдогонку и попадаем в ловушку. Ладно, грузим последнее сохранение и пробуем достать гада со спины, двигаясь по козьей тропке за заборами. Включается скрипт — и герой покорно, без нашего участия, топает в ловушку. Это не единственный, но довольно показательный случай: расстилая перед нами открытый мир, игра ограничивает порядок событий не только в сюжетных, но и во второстепенных заданиях.
Где авторы добились полной свободы, так это в стелсе. Здесь представлена программа-максимум: и ползание на корточках по кустам, и выжидание в куче мусора, и рентгеновское зрение, скрытные атаки, ловушки и даже кислота — чтобы растворять трупы. В зависимости от установленных в голове чипов, герой становится невидимым, локально манипулирует временем или телепортируется на небольшие расстояния — прямо как Корво Аттано из Dishonored. А надоело шарахаться от каждого стража — никто не мешает переодеться в мундир охраны и быстро проскочить по коридору под недоверчивыми взглядами врагов. Остроты добавляет то обстоятельство, что окружающий мир не замирает, пока Териэль шарит в чужом кармане, возится с отмычками или проходит мини-игру для взлома камер слежения. Попасться на горячем можно в любой момент.
Криво, зато с душой
Seven: The Days Long Gone умеет делать больно. Она ничему не учит — разбирайтесь, мол, сами. Предлагает заштампованный сюжет, где герой ради выживания вынужден сотрудничать с врагами. Знакомит с невыразительными персонажами, выдающими задачи, мало отличимые от курьерских. Даже если речь о чём-то оригинальном: скажем, раздобыть для незадачливого любовника носки, поскольку он списывает разлуку с девушкой на их отсутствие. Добавьте сюда постоянные приступы топографического кретинизма из-за совершенно бесполезной карты, необходимость прощаться с торговцами в три приёма и прочие неудобства, коих не счесть. Включая, конечно, отвратительную оптимизацию.
Но в те моменты, когда не хочется крикнуть «» и удалить игру ко всем чертям, она раскрывает себя с неожиданной стороны. Поражает размахом и дизайном, причудливой смесью механик и новаторскими идеями, продуманностью аспектов постапокалиптического быта и задачками на скрытность, где методом проб и ошибок нужно выстроить верный порядок действий. Так что ярым поклонникам изометрических RPG пропускать новинку не стоит. Остальные вряд ли разглядят в гадком утёнке птицу высокого полёта.
Достоинства:
- интересный сеттинг и дизайн;
- огромный открытый мир;
- стелс на все лады;
- авторы диалогов не лезли за словом в карман.
Недостатки:
- клишированный сюжет и тусклые персонажи;
- задания типа «принеси-подай»;
- большинство механик не доведено до ума;
- самая бесполезная карта в истории жанра;
- баги и отвратительная оптимизация.
Выходные данные
- Платформы: PC
- Разработчик: Fool’s Theory
- Издатель: IMGN.PRO
- Дата выхода в России: 1 декабря 2017 года
- Локализация: русский интерфейс и субтитры
- Похожие игры: Thief, Fallout, Divinity: Original Sin, Torment: Tides of Numenera
- Стоит ли покупать сейчас? Нет, если вы не маньяк изометрии
Скачать на PC
Источник: 4pda.ru