Обзор Resident Evil 7: человек человеку — корм
Жёлтое авто мчит по Луизиане, по сторонам безлюдного шоссе тянутся заболоченные пустоши. Глядя на мертвенный пейзаж за окном, Итан думает о пропавшей жене и странном видео. «». Неужели Мия жива? Сокрыт ли ответ в глубинах заброшенного особняка в Луизиане? Даже при свете дня этот дом, окруженный лесом и топями, выглядит зловеще. Заколоченные окна, гниющие свиные туши у крыльца, алтарь из верёвок, коровьих ног и циркулярных пил. Не обязательно быть Растом Коулом, чтобы смекнуть: здесь творится какая-то чертовщина.
Тревожное вступление, цитирующее первый сезон «Настоящего детектива», задаёт тон всей Resident Evil 7. Заигрывания с Майклом Бэем и Полом У.С. Андерсоном, характерные для пятой и шестой частей зомби-саги, закончились. Итан Уинтерс — не бравый спецназовец, а простой мужчина, оказавшийся в сложных обстоятельствах. Он искал жену Мию, а вместо этого угодил на званый ужин к Бэйкерам — семейке маньяков-людоедов, развлекающейся похищениями туристов.
Год назад, когда Capcom впервые анонсировала Resident Evil 7 и выпустила демоверсию проекта, многим казалось, что японцы окончательно угробили франчайз. Бессмертные каннибалы и заигрывания с мистикой? Вид от первого лица? Подражание атмосфере P.T. и прятки в духе Outlast? И после такого Capcom ещё имеет наглость праздновать юбилей зомби-сериала? Да тут впору не свечи на торте с цифрой 20 задувать, а ставить свечку за упокой!
К счастью, слухи о кончине «Обители зла» оказались несколько преувеличенными. Седьмая часть гораздо ближе к истокам серии, чем можно было ожидать. Просто поместье людоедов из Луизианы раскрывает свои жуткие тайны не сразу, да и сюжетные связи с прошлыми выпусками хитро маскируются. Избегая спойлеров, намекнем, что «Биоугроза» неспроста вынесена в подзаголовок.
Что-то страшное идёт
Resident Evil 7 норовит укусить с первых минут. Вы крадётесь по, казалось бы, заброшенному дому Бэйкеров, и луч фонарика робко щупает тьму впереди, выхватывая зловещие подробности каннибальского быта. Дохлая ворона в микроволновке. Обезображенные куклы. Лоскуты обоев, струпьями свисающие с потрескавшихся стен. Бу! Дверь за спиной захлопывается сама собой, а казавшееся безлюдным поместье наполняют странные шорохи и скрипы. Одиночество. Темнота. Беспомощность.
Спустя минут тридцать таких нервных блужданий, когда вы проклянете Capcom за подражание инди-ужастикам, Итан встретит первого обитателя дома, и начнётся… Кровь, ранили, что происходит, нужно бежать, руку проткнули ножом, сейчас распилят бензопилой, бежать…
Запутались, запаниковали, умерли? Так и задумано. Resident Evil 7 не стесняется виртуозно играть на нервах, как скрипач на струнах, она жульничает, ставит подножки и меняет правила на ходу. Только что Итан убегал от одного из Бэйкеров, а в следующий момент героя запирают с этим же живодером в клетке 3 на 3 метра, вынуждая сражаться чуть ли не голыми руками. Обрадовались пистолету и коробке патронов? А вот узкий коридор с тремя монстрами. Как только привыкните к давящим комнатушкам, игра разломает декорации и заставит отбиваться от страхолюдины размером с пятиэтажный дом.
Пугающе реалистичная графика (спасибо новому движку RE Engine и технологии фотограмметрии), феноменальная работа со звуком, отсутствие интерфейса, детально воссозданная модель тела главного героя — все работает на эффект погружения в мир кошмаров. Это не человечек на экране страдает, а лично вы проживаете травмирующие ситуации от первого лица. Пробираетесь по затопленному тоннелю, отодвигая всплывший труп с опарышами. Засовываете руку по локоть в тело покойника, чтобы достать ключ. Наблюдаете, как садист лопатой отрезает вашу виртуальную ногу.
Помните шокирующую сцену из Outlast с голым доктором? В Resident Evil 7 подобных фокусов набёрется не меньше пары десятков. Секрет нагнетания жути? Виртуозная режиссура и равнение на классику фильмов ужасов. Разработчики не только заимствуют отдельные декорации, сцены или сюжетные ходы, но и выстраивают на их основе интерактивные ситуации.
Игра постоянно меняет личины: в один момент притворяется ремейком «Зловещих мертвецов», пугая фонтанами рвоты и расчленёнкой, в другой — треплет нервы паранормальщиной из «Сияния», в третий — воссоздает садистские игры «Пилы». Однако жонглирование десятками киноцитат не делает сюжет седьмой части постмодернистским высказыванием в духе «Хижины в лесу»: здесь жанровые штампы забрасывают геймеру, как наживку рыбе, чтобы в нужный момент выдернуть с мясом.
Сценарист Ричард Пирси, превративший заурядный милитари-боевик Spec Ops: The Line в тонкую психологическую драму, не подкачал и в Resident Evil 7. Луизианские душегубы — отнюдь не стереотипная деревенщина, знакомая по лентам «Поворот не туда» и «У холмов есть глаза». Это, скорее, фактурные злодеи вроде Джека Торренса из кубриковского «Сияния». Изучая особняк и читая записки, вы узнаете тайну падения дома Бэйкеров, и она выписана куда изящнее прошлых игр серии. И никаких «джил-сэндвичей».
Дом тысячи криков
На втором-третьем часу хождений по мукам вы начнёте схватывать дьявольскую логику «семёрки». Поместье Бэйкеров — немаленький и запутанный комплекс построек (особняк, гостевой дом, теплицы, амбары, скотобойня), и в каждой части хозяйничает кто-то из чокнутой семейки. Нужно, как и в шедевре Синдзи Миками 1996 года, исследовать враждебный мир, выискивать тайники, решать головоломки и собирать ключи с эмблемами вороны или, скажем, скорпиона. Попутно приходится отбиваться от бессмертных хозяев имения, которые преследуют Итана с неумолимостью Немезиса из Resident Evil 3, и плесневиков — монстров, сделанных из гниющего мяса и грязи.
Герой медлительный и неповоротливый, перезарядка занимает кучу времени, инвентарь тесный, а сохраняться можно в безопасных комнатах с кассетными диктофонами. Приходится обшаривать каждый закуток плантации, рискуя нарваться на очередное чудище за углом. Можно разрядить в него последнюю обойму, убив или вырубив на несколько минут, но тогда придётся отбиваться крохотным перочинным ножиком от страхожутей, подстерегающих в следующем коридоре.
Итан уязвим, даже если сжимает в руках дробовик или гранатомет: боеприпасы и аптечки в дефиците, а до ближайшего магнитофона топать и топать. Есть и комбинирование предметов в инвентаре (удачно позаимствованное у Alien: Isolation): можно мастерить аптечки, патроны, бомбы и топливо для огнемета. Словом, серия действительно вернулась к истокам.
Проблема у Resident Evil 7 одна, но довольно серьезная. Финальную треть игры словно бы делали другие люди. Гнетущие, продуманные до мелочей интерьеры поместья Бейкеров сменяются линейными коридорами, гениальный хоррор мутирует в посредственный боевик. Патроны сыплются как из рога изобилия, автомат весело поёт «тратата», плесневики разлетаются в клочья. Кто сменил видеокассету со «Зловещими мертвецами» Сэма Рэйми на «Дом мертвецов» Уве Болла?
Впрочем, даже в таком виде творение Capcom заслуживает внимания — это лучшее, что могло произойти с дышащей на ладан серией в век боевиков и конвейерных игр с открытым миром. Много ли вы знаете высокобюджетных новинок жанра survival horror? Вот и мы о том же. Resident Evil 7 непременно заставит вас орать — от ужаса и восторга одновременно. Но почему бы и нет? В безлюдной луизианской глуши никто не услышит ваш крик.
Достоинства:
- выжигающая нервы атмосфера;
- лучшая часть серии со времён Resident Evil 4;
- фотореалистичая графика и отличная оптимизация;
- до мелочей проработанные локации;
- гениальная работа со звуком;
- обыгрывание культовых сцен фильмов ужасов;
- можно полностью пройти в шлеме PlayStation VR;
- стабильные 60 кадров в секунду с разрешением 1080p на консолях.
Недостатки:
- малое разнообразие врагов;
- неудачная финальная треть игры;
- противоречивый эпилог;
- нет традиционного для серии режима «Наемники».
Выходные данные
- Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
- Разработчик: Capcom
- Издатель: Capcom
- Дата выхода в России: 24 января 2017 года
- Локализация: русский текст, английская озвучка
- Похожие игры: Alien: Isolation, Outlast, Condemned 2: Bloodshot
- Стоит ли покупать сейчас? Да
Скачать на PlayStation 4
Скачать на Xbox One
Скачать на PC
Источник: 4pda.ru