Обзор Metal Gear Survive — Кодзима, прости, мы всё потеряли
Представьте ситуацию: в ваших руках — судьба культовой шпионской саги Metal Gear, но вы умудрились уволить Хидео Кодзиму, который почти 30 лет развивал эту франшизу. И теперь нужно убедить разгневанных геймеров в том, что сериал выживет и без отца-основателя. Неплохо бы выпустить новую часть… Но как обойтись без траты десятков миллионов долларов? Ваши действия? Говорите, достаточно взять предыдущий хит Кодзимы, добавить орды зомби, элементы «Весёлой фермы», микроплатежи да продать как новинку? Гениально! Вы приняты на должность креативного директора Metal Gear Survive.
И так сойдёт
В тотальной конверсии блокбастера нет беды, если разработчики мыслят творчески. Вспомнить хотя бы великолепную Saints Row IV, которая изначально была модификацией третьей части, или остроумную Blood Dragon, собранную из обрезков Far Cry 3. Но как же поступили авторы Metal Gear Survive — ответвления от основной серии, сделанного на движке Metal Gear Solid V: The Phantom Pain?
Сотрудники Konami проявили изобретательность, которой бы позавидовали полинезийские дикари, мастерящие «точные копии» самолётов из кокосовых пальм и соломы. Зачем рисовать новые декорации? Можно скопировать из последней игры Хидео Кодзимы куски карт Афганистана и Африки — вплоть до каждой ржавой бочки, чахлого деревца и покосившегося домика. Не говоря о тех же спецэффектах, вроде пылевой бури, моделях персонажей (медсестра с лицом снайперши Квайет — вот это поворот!), анимации движений и звуках.
Но как объяснить бесстыдные заимствования? Достаточно набросать нехитрый сюжетец, альтернативно трактующий финал MGSV: Ground Zeroes. Не халтура, а временной парадокс! Мол, над руинами Главной базы открылась чёрная дыра — и утянула часть солдат Биг Босса в параллельную реальность, где по бескрайним пустошам условного Афгана бродят… бродят… да хотя бы зомби. Легко же превратить советских десантников и африканских головорезов в ходячих мертвецов — хватит кристаллического шипа на голове да дёрганой походки. И в окружении толп этих нелепых рогоносцев, охочих до человечины, придётся выживать попаданцу — рядовому по фамилии Никто, звать которого — Никак.
Что за странная инфекция, превращающая людей в кристаллических монстров, погубила эти земли? Почему таинственный помощник, дающий советы по рации, сравнивает здешний мир с адом и сыпет цитатами из «Божественной комедии» Данте? И как безоружный вояка выберется из инфернального измерения? Казалось бы, с таким набором вводных можно соорудить нескучный цирк с конями, то есть с Konami. И не сказать, что разработчики не пытались. Есть заигрывания с реальной историей и конспирологией, длинные заставки без монтажных склеек и пафосные беседы. Но это — карго-культ имени Кодзимы, подражание форме без понимания сути. Написано и срежиссировано всё катастрофически плохо, на уровне фритуплейных поделок для мобильных. О последних напоминает даже манера подачи сюжета: говорящие головы на фоне статичных картинок. А сами фразы, очевидно, озвучивали дикторы метрополитена — настолько реплики безжизненны и предсказуемы.
Симулятор тошноты и дизентерии
Впрочем, и с этим можно смириться, если б авторы позаботились о нескучном геймплее. Зря, что ли, Metal Gear Survive позиционируется как боевик с упором на выживание и кооперативное прохождение? И, на первый взгляд, с робинзонадой проблем нет. Герой (или героиня, если создать женского персонажа) исследует огромную, но пустоватую территорию, строит из подручного хлама базу, мастерит оружие и ловушки, чтобы эффективнее отбиваться от полчищ нежити. Круто? Ага. Интригует? Ещё бы! Только ни черта не работает.
Думаете, главная угроза в игре с живыми мертвецами — сами кадавры? Отнюдь! Страшнее всего — голод и жажда. Чтобы не умереть, нужно в буквальном смысле каждые пять минут есть и пить. Но живности на локациях пасётся крайне мало, а ягодами сыт не будешь. Да и пожарить овцу на костре, за которой пришлось бегать с дубиной 20 минут, удастся лишь после возвращения в лагерь. Есть и третий «приятный» сюрприз — токсичный туман, окутывающий немалую часть локаций. Надо ли говорить, как быстро тратится запас кислорода для дыхательной маски?
Смерть от тысячи порезов — одна из самых жутких казней, известных человечеству. Konami придумала более ужасное истязание — смерть от тысячи игровых условностей. В MGS негативные эффекты суммируются: полупустой желудок грозит двоением картинки, дегустация сырого мяса и грязной водицы ведёт к неконтролируемым приступам рвоты. Истощённый недоеданием попаданец выдыхается после пары секунд бега (и как только Биг Босс взял этого доходягу в свою армию?), а малейшее ранение сопровождается багровыми реками крови, стекающими по экрану. И подобных условностей ради условностей — тьма-тьмущая. От запутанного, словно лабиринт царя Миноса, инвентаря до десятков видов материалов для крафта и чудовищной неторопливости героя. Уничтожили десяток зомби? Обыск каждого тела займёт четыре секунды. Больше рутины для бога рутины!
Нужно больше золота
Хуже неизбывного холода-голода и вечного поиска ресурсов — лишь драки с мертвяками. Да, в Metal Gear Survive можно мастерить топоры и кувалды, луки, коктейли Молотова и прочий огнестрел, дозволено окружить милый сердцу огородик с картошкой рядами колючей проволоки, шипами и огненными ловушками. Но зачем выпендриваться, искать чертежи и редкие материалы ради вожделенного дробовика? Патроны и стрелы часто в дефиците. Стратегия победы? Слепили из тряпок и ведра копьё, забрались на ближайший валун — и безнаказанно расправились с толпой. Нет поблизости возвышения? Доставайте из кармана сетчатый забор («»), сквозь который удобно колоть врагов заострённой железякой.
А что же с разрекламированным кооперативным весельем? Увы, сюжетную кампанию с друзьями пройти не удастся. Есть только совместные задания по добыче ресурсов на четверых. Обставлены они в формате tower defense: защита установки, добывающей энергию, от волн зомби. Снова фарм материалов! Стоит ли говорить, что оборона базы и буровых вышек в одиночных миссиях почти ничем не отличается от мультиплеерных «забав»? Тут ставим пулемётную турель, там — мешки с песком, запасаемся заборами и не забываем чинить копьё на верстаке. Увлекательно? До зевоты.
И надо отдать должное деловой хватке Konami: новинка не только продаётся в Steam за нескромные 1500 рублей (2500 на PS4), но и напичкана микротранзакциями. Добавить четыре ячейки для оружия? Примерно 500 рублей. Ускорить прокачку героя и повысить эффективность производства снеди в лагере? 500 рублей на 30 дней. Даже второй слот сохранения (для нового персонажа) — привилегия, за которую придётся отстегнуть, да, всё те же 500 деревянных.
Вот и скажите, зачем тратить время и деньги на такой «шедевр»? Хотя в Metal Gear Survive прорва геймплейных механик, она не генерирует захватывающие истории о выживании, подобно Don’t Starve и The Long Dark. Она не дает насладиться с друзьями уничтожением толп мертвецов, как Fortnite. Она не может напугать атмосферой, как This War Of Mine и Darkwood. Не балует видовыми красотами и не дарит чувство первооткрывателя, как Subnautica… Но есть зловещий символизм в том, что герой MGS всю игру тычет заострённой палкой в мертвецов. Подобным образом и Konami тщетно пытается оживить франшизу, умершую после ухода Хидео Кодзимы. Не пора ли «закопать стюардессу»?
Достоинства:
- лучший в мире симулятор тыканья копьём в зомби через решётку;
- Кодзима (всё ещё гений) не причастен к этому позорищу;
- отличная оптимизация.
Недостатки:
- сюжет и режиссура вгоняют в сон;
- кооперативное прохождение — в худших традициях мобильных tower defense;
- локации сшиты из кусков карт MGSV;
- перегруженный механиками выживания геймплей;
- постоянный гринд ресурсов и однотипные бои;
- малое разнообразие врагов;
- игра подталкивает к микротранзакциям.
Выходные данные
- Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
- Разработчик: Konami Digital Entertainment
- Издатель: Konami
- Дата выхода в России: 22 февраля 2018 года
- Локализация: английская версия
- Похожие игры: MGSV, Fortnite, RUST, Sanctum
- Стоит ли покупать сейчас? Нет
Скачать на PlayStation 4
Скачать на Xbox One
Скачать на РС
Источник: 4pda.ru