Обзор игры Yakuza Zero: душевнее любой GTA

Шестнадцатый час сюжетной кампании. На хвосте у главных героев, Кадзумы Кирю и Горо Мадзимы, несколько криминальных группировок из разных частей Японии. Ситуация не из лёгких, но герои праздно шатаются по аркадным залам, покупают мальчишкам эротические журналы и просаживают кровью нажитые иены в Out Run и Space Harrier. Улицы кишмя кишат наглыми гопниками с наклонностями, а от постоянно наваливающихся на персонажей побочных заданий голова кругом идёт. Словом, дел невпроворот, успевай только решать чужие проблемы и выбивать бандитам золотые зубы.

И тут устами абсолютно проходного персонажа, напрочь руша четвёртую стену, к нам обращаются авторы игры. Их послание невероятно просто, но, как принято у японцев, многозначительно.

От этой конкретной сотрудницы клуба SEGA нет какой-то практической пользы для повествования — она существует лишь для того, чтобы напомнить игроку самое главное: здесь его любят. Он клиент. Бог. А боги заслуживают только лучшего. Но оценят ли всевышние старания разработчиков? Как знать.

Дело в том, что на Западе Yakuza страшно не везёт. Вот уже десять лет сериал, находящийся в тени Grand Theft Auto, многие списывают со счетов и воспринимают с насмешкой. Что за клон Sleeping Dogs? — спрашивают одни. Какого чёрта графика как на PlayStation 2? — восклицают другие, явно подслеповатые анонимы.

Из года в год наблюдая столь прохладный приём, читая комментарии и рецензии (с обязательными кивками в адрес Arkham-цикла о Бэтмене), поневоле заподозришь, что геймерам больше не хочется небольших, уютных миров с горами контента на любой вкус. Их не интересуют с маниакальной точностью воссозданные достопримечательности Токио — одного из самых притягательных городов земного шара. А драматичные истории, в которых сильные, смелые, харизматичные герои не стесняются лить скупые мужские слёзы, вызывают у публики лишь самодовольную усмешку. Дескать, «» Нынче в моде совсем другие игры, где политкорректность успешно задавила корректность, а геймплей создаётся по остаточному принципу.

С учётом вышесказанного Yakuza Zero смотрится как реликт из далёкого прошлого — времён, когда индустрию двигали увлечённые энтузиасты, а не толстосумы-финансисты с таблицами роста прибыли. Всё это внимание к деталям, длинные описания напитков в барах, пьяное караоке и драки полуголых девиц на ринге за деньги — в наши дни такое ни одна уважающая себя фирма не одобрит. Кажется, здесь явно замешана группа отчаянных инди-разработчиков, которым плевать на нормы и устои. Впечатление, впрочем, обманчивое: за игрой стоит огромная корпорация, а разработкой руководил лично Тосихиро Нагоси, креативный директор и фактическое лицо компании SEGA.

Так почему же Zero не ощущается конвейерным продуктом? Откуда в ней столько индивидуальности и души? Дело в подходе, в подзабытой геймдизайнерской философии, которую взяли на вооружение Нагоси и его подчинённые: «». Не нравится какая-то механика? Уберём в сиквелах. Чего-то не хватает? Не вопрос, добавим. И дополнения бесплатно выпустим, не волнуйтесь. Никаких дурацких компромиссов. Результат налицо — серия, которая из года в год становится лучше.

Взять, например, боевую систему. Пока многие стремятся к удушливому реализму, в Yakuza законы логики и здравого смысла не в почёте. Из врагов вместо крови в буквальном смысле льются деньги (валюта используется для прокачки), боссы обладают граничащими с магией способностями, а главные герои могут ловить зубами вражеские катаны и чуть ли не телепортироваться по локации. Почему? Потому что круто! Почти так же круто, как возможность в любой момент сорваться в лихой брейк-данс, раскидать ораву гангстеров по округе и заработать пару миллионов иен в процессе. Говорите, неправдоподобно и глупо? Зато эффектно, зрелищно, и — что не менее важно — отлично передаёт настроение эпохи.

Зачарованно глядя на творящееся перед глазами пиршество спецэффектов, втаптывая бандитов в грязь и ломая кости зарвавшимся забулдыгам, мысленно переносишься в детство. В славное время, когда кассеты с лентами Джеки Чана и Брюса Ли затирали до дыр, а подобные «Якудзе» проекты могли привидеться лишь в самых смелых грёзах. Что ж, будущее наступило, и теперь любой желающий может самолично колотить гопников на детских площадках.

Но Yakuza по-настоящему цепляет не первоклассным экшеном — с ним всё очевидно и просто. Zero (да и любая другая часть серии) покоряет настроением, пьянящим духом первооткрывательства. В рестораны позволено заходить, с их владельцами можно познакомиться и подружиться, а в супермаркетах никто не мешает пролистнуть свежий журнальчик о моде — так, от нечего делать. Токио и Осака живут своей жизнью — это не пустынная песочница, в которой витрины просто нарисованы на стенах домов (привет GTA!).

После десятков шаблонных открытых миров бодрая Zero напоминает: «песочницы» — не скучная рутина, но нечто прекрасное, неизведанное, почти волшебное. Как же иначе, ведь за углом всегда таится что-то новое, будь то трогательное побочное задание, сумасшедшая мини-игра или здоровенный вымогатель, способный обобрать до нитки с помощью пудовых кулаков. Никогда не знаешь, куда героев приведёт судьба — и ни с чем не сравнимое чувство непредсказуемости обращает просто хороший боевик в произведение попросту гениальное.

Мало того — Камуро-тё и Сотенбори скрывают столько секретов и удивительных историй (как смешных, так и грустных), что к финалу обе локации становятся почти родными. Забавно, как беготня по двум самым злачным районам Японии со временем обращается в какой-то нескончаемый ностальгический трип. Вот здесь Кадзума танцевал диско с легендарной поп-звездой, на этом мосту Мадзима зарабатывал миллионы вместе с тремя танцорами-близнецами, а в парке неподалёку (на глазах оравы наивных детишек) Кирю учил скромную девушку быть настоящей доминатрикс. Такими должны быть квесты в RPG — яркими, одухотворёнными и немного хулиганскими.

От новой Yakuza невероятно сложно оторваться: в ней всё как надо, всё сделано  с душой. Зубодробительный экшен, тонны побочного контента, потрясающая музыка, трагичный сюжет, после которого не зарыдают только камни… даже повествование идёт ровно и начинается споро, без раздражающих прелюдий на 10 часов, как было раньше.

Итак, безупречный шедевр на все времена? Не совсем: есть вещи, за которые дизайнеров стоит пожурить. Например, удручает склонность игры к гринду: чтобы улучшить способности персонажей по максимуму, нужны совершенно баснословные деньги. Не говоря уже о прохождении весьма продолжительных миссий по закупке недвижимости и управлению хостесс-клубом. Занятия эти сами по себе очень даже затягивающие, с уникальными сюжетами, однако далеко не каждому захочется потратить на них пару десятков часов. Январь выдался слишком жарким для подобных излишеств.

Да и те истории — про поп-звезду, доминатрикс и прочих — в чьих-то глазах наверняка не искупят геймплейного однообразия. О чём речь? В Zero проблемы почти всегда решаются кулаками. Реже — правильными ответами на каверзные вопросы, и где-то раз в полугодие — при помощи мини-игр вроде караоке. От драк никуда не денешься, и если раздача тумаков сама по себе не приносит особой радости, от них действительно можно подустать. К счастью, от уличных потасовок можно отвязаться с помощью разбрасывания денег (вновь вспоминаем Assassin’s Creed). Но коли хочется человеческих драм и анекдотичных ситуаций на грани фола — будьте готовы разбить пару (сотен) голов. И отдельное «спасибо» за эскорт-сегменты. Вот уж чего сериалу точно не хватало, так это необходимости защищать беспомощного NPC от орд свирепых гангстеров.

Но всё это мелочи. Yakuza Zero умудряется работать на самых разных уровнях: и как серьёзная криминальная драма, и как отличная комедия положений, и как необыкновенное приключение на другом конце земного шара. Это высшая точка развития серии — игра, в которой самое важное сделано по высшему разряду. Фанаты обрадуются, а новички, вполне возможно, наконец-то оценят непризнанный шедевр по достоинству.

Главное — выкинуть из головы идиотское сравнение с Grand Theft Auto. Дракон воришке не товарищ.

 

Достоинства:

  • отличный сценарий и великолепная постановка сюжетных сцен;
  • зрелищный и чрезвычайно брутальный экшен;
  • два уникальных персонажа с четырьмя стилями боя каждый;
  • до мелочей проработанные локации;
  • обилие побочных заданий и мини-игр на любой вкус;
  • удивительная атмосфера Японии 80-х;
  • блестящий юмор и уместная самоирония;
  • музыка, которую хочется слушать бесконечно;
  • стабильные 60 кадров в секунду с разрешением 1080p;
  • первый номинант на «Игру года» в 2017-м.

Недостатки:

  • чтобы развить героев по максимуму, требуется вечность;
  • несколько откровенно слабых мини-игр («кошачьи бои», рыбалка);
  • с технической точки зрения Yakuza Zero местами устарела, и порой «радует» размытыми текстурами;
  • японская озвучка с английским текстом многих застанет врасплох;
  • игра явно «не для всех».

Выходные данные

  • Платформы: PlayStation 4, PlayStation 3 (только в Японии)
  • Разработчик: Ryu ga Gotoku Studios/SEGA
  • Издатель: SEGA
  • Дата выхода в России: 24 января 2017 года
  • Локализация: английский текст, японская озвучка
  • Похожие игры: Shenmue, Sleeping Dogs, River City Ransom
  • Стоит ли покупать сейчас? Да

Скачать на PlayStation 4

Источник: 4pda.ru