Обзор игры Unravel: лекарство от душевных травм и депрессий
Из деревянного домика, потерявшегося в пасторалях северной Швеции, исчез сперва детский, а потом и всякий голос: сплочённая семья из четырёх человек с годами ужалась до одинокой сморщенной старушки. Остывшие глаза пожилой женщины устремлены вдаль, но видят прошлое: как гуляли, смеялись и любили. Когда жизнь в опустевшем доме почти гаснет, оживает вязаная игрушка Ярни — младшие брали его с собой в походы. Ярни идет в последний вояж по семейному маршруту — в лес, в горы и на озеро. С каждым пройденным этапом бабушкин альбом наполняется выцветшими фотографиями минувших дней. Семейный талисман пишет реквием.
В Unravel есть хитро взрезанная концепция платформера, едва прощупываемый саундтрек и раскинувшийся на все грани телевизора макромир, но (при всех неоспоримых плюсах этих составляющих) игра берёт другим. Щемящая боль по чему-то давно потерянному и отжившему, а теперь выглянувшему из глубин просыпается, как только крохотный Ярни посмотрит на этот мир снизу вверх.
Такое ощущение вызывают всего несколько вещей: пустые стены детской в родительском доме; законсервированные переулки родного двора; неожиданная встреча со школьным приятелем; совместное фото с бывшей девушкой, откопанное в недрах компьютера. А теперь вот — Unravel. Ярни крепко свяжет вас своими отпавшими нитками, и за пять часов волоком протащит по галерее воспоминаний — ведь ты не забыл?
Тащить, впрочем, будете и вы — во всех смыслах. Главное отличие Unravel от остальных платформеров: вязаный человечек швартуется в начале каждого уровня — и в процессе разматывается, словно клубок. По карте разбросаны мотки с нитками, но до них надо ещё доползти: если в процессе решения задачек вы жахнули пару лишних кругов, красный балбес просто не дотянется до спасительного пополнения. Придётся начинать с начала.
Unravel вообще не склонна прощать ошибки, и такой контраст поначалу шокирует. Упали в воду, попались на клешню краба или не рассчитали длину нитки до чекпоинта — плетите заново. В остальном — типичный платформер с упором на физику. Правой «рукой» Ярни хватается за ветки, будто лассо, а остальными конечностями бегает, прыгает и таскает предметы. Ничего такого, чего вы не видели, например, в Limbo — во всяком случае, её первой, созерцательной части.
Unravel тянется недолго, но, сразу открыв всю механику, быстро выдыхается — доходишь до титров скорее по инерции, чем из удовольствия, ведь всё это нажимал уже сотни раз. В исключительно игровом плане проект после пары часов не удивит, но рано морщить нос — авторы припасли много визуальных сюрпризов.
Жизнь вокруг Ярни идёт своим чередом: пока вы покоряете очередную ветку и думаете, как перебраться через лужу, на заднем плане проползёт семейство ежей. Лёгкий ветер поднимет кружеву опавших листьев — почти торнадо. В болоте зудят мерзкие комары. Как-то раз из тумана выплывет лось — и эта встреча оставит в памяти больший след, чем все события Fallout 4, вместе взятые.
Этот маниакально живой мир почти не трогает Ярни, но вязаный на любой раздражитель отвлекается с детской экспрессией: от упавшей соломинки торопливо отпрыгнет, а от краба спрячется в кусты. Почти Pixar — мало кто ещё столь достоверно очеловечивал карманную игрушку.
Поскольку Unravel делит с Journey одну технологию, игра не просто красивая — она приклеивает, привязывает, если хотите. Мир выглядит так, будто кто-то занёс лупу над снимками пейзажного фотографа Дэвида Мюнха, а потом с помощью магии оживил картинки. Помните, как перехватило дух, когда в Journey на рассекаемый песок упало золотистое солнце? Здесь ещё круче.
В Unravel сложно не влюбиться — она почти идеально сбалансирована, и лишена нередкого для душевного инди косноязычия. Спасибо Electronic Arts за надзор сверху — тот случай, когда сотрудничество творца с бизнесменом идет на пользу. Всем — и издателю, и разработчику, и нам — причём даже не игрокам, а обществу. Ведь, в конечном итоге, Unravel — в первую очередь метафора действия вневременной нити, связующей прошлое, настоящее и будущее. Ярни не просто игрушка и милый клубок с глазами. Он архивариус, вытаскивающий на свет божий истёртые, но важные воспоминания, в том числе и ваши. После титров игра уходит, но остаётся благостное ощущение: я всё вспомнил, спасибо, что не дала забыть…
Достоинства:
- пронзительная история о потерянном и почти забытом;
- довольно затейливый (поначалу) платформер;
- потрясающая картинка — см. скриншоты и видео;
- можно подключить девушку или ребёнка (но строго в роли наблюдателя);
- неспешный чарующий темп…
Недостатки:
- …но иногда уж слишком неспешный;
- в управлении будете долго путаться;
- ко второй половине дыхание сбивается: игра заходит на второй, если не на третий круг, и это заметно.
Выходные данные
- Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
- Разработчик: Coldwood Interactive
- Издатель: Electronic Arts
- Дата выхода в России: 9 февраля 2016 года
- Локализация: отсутствует
- Минимальные требования: Windows 7 (64-разрядная), Core 2 Duo E4600 2.4 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTS 450 512 МБ, 8 ГБ свободного пространства на HDD
- Похожие игры: Journey, Brothers: A Tales of Two Sons, Limbo, Tearaway
- Стоит ли покупать игру сейчас? Да
Скачать на PlayStation 4
Скачать на Xbox One
Скачать на PC
Автор текста: Илья Божко
Источник: 4pda.ru