Обзор God of War — прости, The Last of Us, ты больше не эталон
С чем обычно ассоциируется God of War? С разъярённым лысым мужиком посреди толпы монстров? Рвущим на части кракена, отрезающим ноги Гермесу, нежащимся в объятиях прекрасных дев. Главное, чтоб хлестала кровища, оседали в пыль города и раскатисто ревел хор. Так продолжалось шесть игр и тринадцать лет подряд. А теперь God of War вернулась и — неожиданно отвесила хлёсткую пощёчину как прежней себе, так и всем конкурентам. Включая, казалось бы, непогрешимую The Last of Us.
Игра не мальчика, но мужа
Прошлым летом 4PDA поднимал вопрос взрослых игр. Стереотипное мнение на эту тему: если в кадре фигурирует «мясо», запрещённые вещества или распутные барышни, то детям и подросткам развлечение противопоказано. Никаких тебе, юнец, Grand Theft Auto, Call of Duty и, конечно, предыдущих выпусков God of War. Однако целевая аудитория этих серий, несмотря на кричащие с обложек «», — это как раз неокрепшие умы, которые с лёгкостью проглатывают банальные сюжеты о гангстерах, ниндзя и спасении мира. И конкретно им новые похождения Кратоса — с всего лишь тремя зверскими сценами и полным отсутствием наготы — покажутся беззубыми. Вот такой парадокс.
Творение Santa Monica Studio и возмужавшего Кори Барлога рассчитано на иную, более сознательную категорию геймеров. На зрелую публику, пережившую пубертат лет 10-15 назад. На состоявшихся семьянинов. Людей, которые будут неистовствовать, когда их виртуальное чадо окажется в когтистых лапах чудовища. Их не зацепит расчленёнка, не удивят оторванные головы и кровавые реки. Зато посягательство на святое — — моментально вызовет бурю эмоций.
Новое настроение богоборческой саги ощущается с первых секунд. Угрюмый бородатый мужик, в котором едва угадывается Кратос, рубит дерево. Взмах — на стволе трещина. Второй — она разрастается. Третий — громадина кренится и с грохотом обрушивается. Мужик многозначительно вздыхает, но сохраняет хладнокровие. Бревно водружается на плечо и оттаскивается к берегу, где мы впервые видим юного Атрея. Пара скупых фраз — и лодка отчаливает. Отец и сын подавлены. Немногословный диалог плохо вяжется, оба стараются смотреть куда-то в сторону, но не друг на друга. Доплывают. Через пару мгновений тело Фей, супруги Призрака Спарты, предадут огню. Разгорается пламя. Отец уводит дитя на охоту. Так начинается путешествие длиною в 30 часов, после которого оба уже не будут прежними.
Описанный фрагмент занимает добрых 10-15 минут, и с точки зрения традиционного гейминга в нём . Где, спрашивается, застрявший на рифах корабль и безобразная гидра? Где предательство богов и ожесточённая схватка с Колоссом Родосским? Где восхождение на Олимп и глаза Посейдона на кончиках R3 и L3? Неужели God of War — серия эпического размаха, попирающая нормы морали и цензуры — утратила позёрство и эпатаж? Да. И это ей только на пользу.
Вспомните ту же The Last of Us — шедевр, икону, эталон последних лет для индустрии и геймеров. Даже там сюжетная кампания стартовала с привычной голливудщины. Нападение заражённого соседа, внезапная погоня, утрата близкого человека. Ничего подобного в нынешней God of War нет. Просто отец и сын. Просто оставшиеся наедине с собой и валом личностных проблем. Просто обещание, которое нельзя нарушить. В памяти тут же проносятся меланхоличные «Дорога» Маккарти и «Нефть!» Синклера, а также их блистательные экранизации. Современный God of War — не месилово для школьников и им сочувствующих, а самый настоящий артхаус. Сродни Brothers: A Tale of Two Sons и Hellblade, только на сотню миллионов дороже.
Подозрительные лица
Думаете, только в прологе авторы используют нетипичные для игр приёмы? Едва ли. Тональность и динамика повествования неустанно меняются: за пронзительной драмой следует комедия положений, уместная порция шуток прерывается брутальной дракой, а заурядная потасовка может неожиданно окончиться до дрожи тяжёлой сценой.
Вот гном Синдри комично брезгует взять в руки заляпанный в боях топор Левиафан — замечает едва подсохшие капли крови и чуть ли не падает в обморок (надо полагать, из-за высмеиваемой тут мизофобии). А вот Атрей дивится способностям родителя: обалденно, но как-то подозрительно, что батя тягает камни весом в несколько тонн. Ну а первую встречу с ублюдочным Чужаком вы гарантированно занесёте в список самых напряжённых моментов в истории игр. Казалось бы, ничего толком не происходит: в кадре всего-то маячит бомжеватого вида бородач в татуировках, но от тревоги на душе становится не по себе.
Это же касается и характеров персонажей — они развиваются по ходу путешествия. В начале одиссеи Кратос груб и холоден. Он понятия не имеет, как вести себя с сыном, как его воспитывать в отсутствие чуткой супруги. Но вот герои переживают несколько испытаний, каждый по-своему раскрывается, возникает взаимопонимание. Кратос учит отпрыска быть мужчиной: решительным, но мудрым — не в пример себе молодому. Атрей в свою очередь напоминает родителю, что людям иногда стоит помогать и доверять. А ещё отпрыск ведёт дневник, где то и дело оставляет забавные пометки: «». Необычный дуэт, ничего не скажешь.
Дуэтом, к счастью, круг действующих лиц не ограничивается. В лесу ждёт до поры до времени загадочная ведьма, в кузницах — уже упомянутый Синдри и его ворчливый братец Брок, а на высочайшей горе Мидгарда заточён старец Мимир. Каждый второстепенный персонаж не просто детально проработан, но и, подобно Кратосу и Артею, подвержен личностным изменениям. И мы намеренно не вдаёмся в подробности — здесь каждый спойлер губителен.
В стиле старого доброго ультранасилия
Мощная драматургия чертовски важна, но God of War любили, мягко говоря, не за это. Да, когда-то Кратос с трудом переживал гибель своей греческой семьи. С болью на душе бросал дочь Каллиопу в Садах Элизия. Пытался отговорить от самопожертвования Пандору. Но трагические события терялись где-то между вскрытием прыщей Атланта и перекрикиванием Зевса в заставках.
По части насилия новая игра ничуть не пасует перед предшественницами. Кратос всё так же охотно кромсает, рубит, рвёт голыми руками и топчет противников. Однако сама механика радикально изменилась: камеру подвесили за спиной спартанца, выдали ему магический топор, а боевую систему подсмотрели у Dark Souls. Традиционные лёгкая и тяжёлая атака, блок, парирование, уворот — ничего особенного, если бы не одно «». Топор наделили свойствами бумеранга. Целимся, бросаем — сталь со свистом летит через всю арену и впивается в бедолагу-драугра. Тот цепенеет под толстой коркой льда, чтобы секундой позже оказаться под градом ударов Кратоса. Герою теперь даже оружие не нужно — в критической ситуации сгодятся и кулаки. С драугром покончено, клацаем по нужной кнопке, топор возвращается к владельцу. Процедура повторяется.
Текст не передаст и десятой доли того восторга, что испытываешь в боях. Топор вгрызается в плоть огров и троллей, отрубленные конечности взмывают в воздух, экран то и дело взрывается спецэффектами всех цветов радуги. И одну из ведущих ролей на этом празднике насилия играет Атрей. Поначалу он почти беспомощен — не способен даже нормально обращаться с луком. Но стоит прокачать мальца, как тот начнёт прицельно осыпать недругов стрелами, а в ближнем бою — орудовать оставленным матерью ножом. Больше того: в какой-то момент пацан, окрылённый знанием о своём божественном происхождении, наловчится самостоятельно убивать некоторых врагов. Даже на громадин позарится, но обломает зубы, — тут уже отец придёт на помощь.
Вопросы вызывает лишь система прокачки и экипировки. Сами по себе новые приёмы, спецатаки и многочисленные виды брони прекрасны. А вот меню, где их надо покупать и улучшать, — отнюдь. Громоздкое, запутанное, неудобное — здесь сам Локи ногу сломит. Хуже того: в рамках основных квестов улучшения не особо-то и нужны. Кратос изначально достаточно силён и живуч, чтобы разносить в клочья даже драконов с богами. К счастью, этого не скажешь о дополнительных заданиях — подходить к ним следует с тщательной подготовкой. Именно там ждёт самый нажористый лут и наиболее опасные зверюги, а также стимул для неустанного исследования нордического мира — нелинейного и полного секретов.
Я есмь Кратос
Новая God of War — из тех игр, которые долго куются, ещё дольше шлифуются, но если уж выходят, то сотрясают рынок. Здесь нет «» жанра вроде диссонанса геймплея и повествования (привет, Rise of the Tomb Raider). Нет лишних или бессмысленных сюжетных эпизодов (и тебе привет, Hellblade). Нет обременительных элементов, растягивающих прохождение (хеллоу, Assassin’s Creed Origins). Каждая сцена и схватка на своём месте. Даже в эталонной The Last of Us были спорные решения, а у детища Кори Балрога их попросту нет.
Нет здесь и по-настоящему оригинальных элементов или геймплейных находок. Вся God of War собрана из лучших дизайнерских решений последних лет, каждое из которых авторы довели до ума. The Legend of Zelda, Legacy of Kain, Hellblade, Dark Souls, Rise of the Tomb Raider, The Last of Us — у каждой из них Santa Monica Studio взяла лучшее. У одной — огромный (но не открытый, это важно) мир. У другой — общее настроение и завораживающие пейзажи. У третьей — брутальную боевую систему. У четвёртой — отличные головоломки. И так далее. Главное, что, несмотря на многочисленные заимствования, God of War оказалась абсолютно самобытной и в конечном счёте беспрецедентно важной игрой. Возможно, даже самой важной в этом году, а то и в целом поколении.
Достоинства:
- простая, но толково рассказанная история;
- невероятно изобретательный мир скандинавских мифов;
- удачное переосмысление некогда пустого и однобокого Кратоса;
- живой, понимающий и помогающий в бою Атрей;
- отличный подбор персонажей — как ключевых, так и второстепенных;
- режиссура и операторская работа, достойные «Оскара»;
- убийственно мощные кульминация и развязка;
- лаконичная, но драйвовая боевая система;
- яркие схватки с боссами;
- увлекательные головоломки;
- лучшая графика на сегодняшний день — технически и художественно;
- идеально передающий настроение игры саундтрек;
- пугающее внимание к деталям;
- солидный хронометраж в 30, а то и 40 часов;
- нет доната, лутбоксов и прочих «благ» современной индустрии.
Недостатки:
- на среднем уровне сложности прокачка почти ни на что не влияет;
- жутко запутанные и неудобные меню;
- русскоязычная локализация пестрит неточностями и смысловыми ошибками;
- для полноценного понимания всех нюансов необходимо доскональное знание предыдущий игр серии.
Выходные данные
- Платформа: PlayStation 4
- Разработчик: SIE Santa Monica Studio
- Издатель: Sony Interactive Entertainment
- Издатель в России: «СофтКлаб»
- Дата выхода в России: 20 апреля 2018 года
- Локализация: полный русскоязычный перевод
- Похожие игры: прошлые выпуски God of War, Brothers: A Tale of Two Sons, Hellblade: Senua’s Sacrifice, Legacy of Kain: Soul Reaver, Dark Souls, Rise of the Tomb Raider, The Last of Us
- Стоит ли покупать сейчас? Да, и, возможно, даже вместе с консолью
Скачать на PlayStation 4
Источник: 4pda.ru