Обзор Ghost of a Tale: лучшая RPG года, о которой никто не знает
Авантюра, на которую в 2013 году отважился мультипликатор Лионель Галлат, многим казалась безумной. Французский художник, не создавший ни одной игры, замахнулся на трёхмерное ролевое приключение в лучших традициях Thief, Gothic и Legend of Zelda? С картинкой, не уступающей шедеврам студии Pixar? При бюджете около 50000 евро? Ну абсурд же! Но чудеса иногда случаются. Ghost of a Tale, разработанная крохотной инди-студией за пять лет, выглядит и играется не хуже лощёных консольных блокбастеров.
О мышах и людях
«» — беззвучно шепчет мышонок-менестрель, свернувшись клубочком на тюремной койке. Положение безвыходное: жену куда-то увели крысы-стражники, а сам Тило, обвинённый в преступлении против короны, загремел за решётку. Пока его глаза-бусины привыкают к тусклому свету факела, наполняющего тесную клетушку угловатыми тенями, пленник отчаянно размышляет о побеге. К счастью, долго горевать не приходится: загадочный доброжелатель оставил в камере тарелку с хлебом, а под ним — записка и ключ от двери. Открыв замок, Тило ныряет в полутьму ближайшего коридора. Дело за малым — отыскать Мерру и удрать из крепости-тюрьмы Тающие башни.
Шок, восторг и трепет — вот первые эмоции, которые вызывает творение Галлата у тех, кто рискнул потратить 465 рублей в магазинчике дядюшки Гейба. Ghost of a Tale не просто сказочно красивая — она действительно достойна сравнений с пиксаровскими мультфильмами. Средневековый мир, в котором крысы правят мышами, барсуками и другими разумными зверушками, продуман до мелочей и отрисован до последней травинки и камушка. Зажжённая свеча в лапке у менестреля, крадущегося по сырым казематам, отбрасывает реалистичные тени, а сам Тило очаровательно семенит лапками, гримасничает и поводит ушками. Мимими!
Свет, спецэффекты, анимация, деталировка интерьеров крепости выполнены на таком уровне, что копеечное инди впору сравнивать не с Hellblade, а, скажем, с ремейком Ratchet & Clank или даже с Uncharted 4. Больше того: создано это великолепие на движке Unity и недурно оптимизировано. Как команде из пяти человек удалось сотворить чудо графического искусства? Ответ прост: Лионель Галлат 15 лет посвятил ремеслу мультипликации, работая в именитых студиях вроде Universal и DreamWorks. Именно он приложил руку к хитам «Гадкий я», «Подводная братва» и «Дорога на Эльдорадо».
Если бы автор Ghost of a Tale ограничился интерактивным кино в духе студий Telltale и Quantic Dream, оно всё равно заслуживало бы внимания. Красота — страшная сила. Но Галлат оказался более амбициозен. Поэтому перед нами — приключение в немаленьком и бесшовном мире, цитирующее Thief, Batman: Arkham Asylum, Dark Souls и даже Hitman. Как тебе такое, Дэвид Кейдж?
Узник замка крыс
Сбежав из подземной темницы, Тило оказывается в окрестностях Тающих башен. Это огромная, многоуровневая и запутанная территория, включающая лес, катакомбы, озёрный берег и гавань. Где искать Мерру и куда податься беглецу? Решайте сами. Здесь нет ни путевых маркеров, ни назойливых подсказок, ни миникарты. Да и задания в журнале квестов по-олдскульному туманны: «». Поначалу такая вольница пугает, а в хитросплетениях коридоров легко заплутать. Но со временем мышонок разблокирует запертые двери, обнаружит потайные туннели и секретные переходы. И это не единственное подмигивание серии Dark Souls.
Сюжет Ghost of a Tale приходится вызнавать по крупицам, читая описания предметов, вникая в диалоги персонажей и разглядывая декорации. Детали истории, оставшейся за кадром, прописаны столь ярко и дотошно, что мир говорящих грызунов ощущается живым. Мир, который знавал игры престолов, бунты, воскрешение древнего зла и мученические смерти. Здесь крысы-имперцы угнетают мышей, барсуки-мореходы бороздят океаны на парусниках, а громадные крабы используются как ездовые животные. Похоже на знаменитую серию романов «Рэдволл», но в более мрачных тонах.
Отменно прописан и сценарий, сплетающий драму, чёрный юмор, лирику и героический пафос. В один момент вы ухмыляетесь, читая записку о вояке-недотёпе: «». В другой — скорбите вместе с Тило, узнав о давней семейной трагедии. Ну ничего себе милая сказочка, где есть место мёртвым детёнышам, пьянству и завуалированным скабрезностям!
По стопам вора Гаррета
Разумеется, спокойно фланировать по окрестностям Тающих башен не получится. Крепость патрулируют крысы, готовые пырнуть арестанта алебардой, в катакомбах ползают огромные пауки, а леса усеяны капканами и ульями с агрессивными пчёлами. Что остаётся тщедушному Тило, который не способен взять в лапки оружие? Прятаться, удирать на всех четырёх и использовать подручные предметы для самообороны.
Вот мышонок подкрадывается со спины к тюремщику, срывая с его пояса ключ. Вот он ныряет в ближайший сундук или шкаф, чтобы оторваться от погони. А вот уже герой, прошмыгнувший на кухню, набивает сумку зерном, морковью и прочей снедью — для восстановления здоровья, которое уменьшается не только после зуботычин охраны, но и во время долгих прыжков и пробежек. Надоело жаться по углам? Можно метнуть в недруга бутылку или ветку, оглушив на некоторое время. Разлить масло и заманить в ловушку. Швырнуть взрывающуюся шишку.
Однако не все грызуны, обитающие в обветшалой крепости, ненавидят Тило. Кузнец за несколько флоринов готов поделиться картами местности и сюжетными подсказками, аптекарю нужны лесные грибы, растущие в разное время суток. А пара наглых мышек-воришек озадачит организацией тюремного побега, награждая за сотрудничество полезными умениями вроде повышенной живучести. Почти все поручения сводятся к нехитрому «подай, принеси», но благодаря ярким характерам и хлёстким диалогам подобная рутина не тяготит. Ведь механики удачно накладываются друг на друга, давая лишний повод для исследования интригующего мира.
Например, огарок свечи не только освещает путь, но и позволяет сжигать флаги ненавистной империи. С каждым уничтоженным стягом начисляется опыт, а он, в свою очередь, повышает здоровье. Забрались, прыгая по уступам, в неизведанный уголок крепости ради флага — наткнулись на розу, открывающую фрагмент воспоминаний о Мерре. Или обнаружили фрагмент очередного костюма. Надо ли говорить, что одежда в Ghost of a Tale дарит новые возможности?
В наряде вора Тило менее заметен тюремщикам, униформа следопыта убыстряет бег, а латы стражника и вовсе превращают действо в подобие Hitman. Прикинувшись крысой-недоростком в доспехах, удаётся безнаказанно гулять среди врагов — болтая с туповатыми охранниками и выполняя поручения командующего крепости. Но каждый наряд налагает определённый штраф: упомянутые латы повышают живучесть, зато сковывают движения и не дают прыгать.
И подобных нюансов, превращающих неплохую ролевую сказку в отличный immersive sim о нелегком житье-бытье мышонка, — тьма-тьмущая. Ключ висит в паре метров над головой? Ну ещё бы! Крысы не рассчитывали, что какой-то недоросль будет шляться по цитадели. Извольте поискать в соседней каморке табурет, чтобы дотянуться до заветного предмета. Задания нередко решаются парой способов: искать ли клад самому или, облачившись в кафтан флибустьера, выведать его местонахождение у лягушки-пирата? Дружественные персонажи по-разному реагируют на костюмы героя. А караульные вспоминают происшествия, которые — кто бы мог подумать! — Тило учинил пару часов назад.
Маленькая, да удаленькая
Как бы ни хотелось нахваливать Ghost of a Tale, нужно проговорить очевидное: в дебютном творении Лионеля Галлата хватает огрехов, обусловленных микроскопическим бюджетом и неопытностью автора. Охрана Тающих башен настолько глупа, что никогда не проверяет сундуки и бочки, преследуя героя. Камера иногда застревает в стенах, диалоги начисто лишены озвучки, а среди фотореалистичных текстур нет-нет да и промелькнёт постыдная размазня.
Однако больше всего печалит другое — захватывающая 20-часовая сказка обрывается на полуслове, дразня намёком на продолжение. Но будет ли оно? Решать вам. Когда захочется в очередной раз посетовать, что индустрия погрязла в микроплатежах, а игры утратили душевность, просто задайтесь одним вопросом. Поддержали ли вы рублём авторское произведение Галлата? Произведение, созданное с огромной любовью к старой доброй ролевой классике. Произведение, которое уже достойно номинации на лучшую игру 2018 года.
Плюсы:
- роскошная графика и анимация персонажей;
- мрачный и самобытный сюжет;
- огромный мир интересно исследовать;
- удачное сочетание RPG, стелса и платформера;
- отличная русскоязычная локализация;
- атмосферный оркестровый саундтрек;
- скромный ценник — 465 рублей;
- зашкаливающая мимимишность.
Минусы:
- история обрывается на полуслове;
- много текста и диалогов, но нет озвучки;
- ИИ врагов удручающе глупый;
- много квестов в духе «пойди, собери, принеси»;
- начав игру, от приключений мышонка сложно оторваться.
Выходные данные
- Платформы: Windows
- Разработчик: SeithCG
- Издатель: SeithCG
- Издатель в России: SeithCG
- Дата выхода в России: 13 марта 2018 года
- Локализация: русскоязычные интерфейс и субтитры
- Похожие игры: Thief, Legend of Zelda, Beyond Good & Evil, Hitman
- Стоит ли покупать сейчас? Да!
Скачать в Steam
Источник: 4pda.ru