Nintendo Switch год спустя: самая народная после PSP?

Что ни говори, а 2017-й оказался прекрасным временем для игровой индустрии. The Legend of Zelda: Breath of the Wild, Prey, Persona 5, Tekken 7, Wolfenstein: The New Colossus — хит на хите, выбирай на любой вкус. Но, несмотря на поток ярких релизов, главным событием прошлого года стал выход Switch — приставки, в рекордные сроки покорившей мир. В честь дня рождения гаджета редакция 4PDA решила подвести итоги. И вспомнить, как необычный девайс помог знаменитой японской компании вырулить из крутого пике.

Превратности судьбы

Последнее утверждение наверняка кому-то покажется странным. Nintendo? Издатель шедевров всех времён, производитель самых популярных приставок в истории? В опасности? Увы. Каким бы безупречным ни был послужной список, достаточно одного громкого провала, чтобы испортить репутацию. И для «Большой N» таким фиаско стал выход Wii U — первого представителя восьмого поколения консолей.

Разумеется, гаджет не был откровенно плохим: производители Gameboy и SNES не позволили бы себе выпустить недоделанный полуфабрикат. Напротив, компания поступила максимально логично — не вступая в прямое противоборство с конкурентами, она объединила находки двух предыдущих хитов продаж (Wii и DS). И, надо признать, на бумаге устройство смотрелось многообещающе. Два экрана (ТВ плюс контроллер), ограниченная портативность, управление движением, асимметричный мультиплеер, поддержка EA, THQ, Ubisoft и Activision прямо на старте…  Но фокус не удался. Новинка, несмотря на занятную концепцию и пару удачных тайтлов, за пять лет так и не сумела завоевать народную любовь.

Причин тому хватало. Отсутствие громкого хита на старте продаж, неудачное брендирование (поди пойми, что Wii U — уникальная система, а не расширение для предшественницы) и устаревшие технологии, «благодаря» которым приставка нередко выдавала картинку, уступающую PS3 и Xbox 360. Итог? Разочаровывающие финансовые показатели и быстро отказавшиеся от сотрудничества сторонние компании — для них игра не стоила свеч.

Порт Watch_Dogs вышел с опозданием — и оказался худшей версией из всех

Сделав ставку на инновации, но просчитавшись с актуальностью и поддержкой, Nintendo выстрелила себе в ногу. Фатальный просчёт стоил ветерану индустрии не только недополученной прибыли, но авторитета. Кое-кто даже предлагал компании уйти из бизнеса. Мол, кому оно нужно с такой неудачей, пусть лучше продолжает заниматься Super Mario и The Legend of Zelda. Они-то приносят прибыль.

Но не тут-то было. По сети поползли слухи о следующем проекте гиганта: таинственном NX, «», как заявляли его создатели. Много месяцев в интернет аккуратно сливались официальные патенты и фанатские концепты. Но даже с такими любопытными иллюстрациями никто не понимал, что это будет за зверь и насколько мощной начинкой его снабдят.

«» «» «» «» «.»  Даже приверженцы PC, PlayStation и Xbox — и те следили за развитием событий с неподдельным интересом. 20 октября 2016 года завеса тайны приоткрылась — чуть ли не буквально (о чём ниже), но сомнения и скепсис никуда не делись.

 

Усатый мем

Как привлечь внимание к презентации нового железа? Таинственным роликом по телевизору, формальным пресс-релизом? А можно сделать как Nintendo: тизерить новость с помощью Марио, выглядывающего из-за шторы, словно Джейсон Вурхис или Майкл Майерс. Лишенный сострадания взгляд, пугающая улыбка, которую можно трактовать десятком способов. Для полноты картины не хватало разве что надписи «» и топора — настолько кадр напоминал зловещую сцену из «Сияния» Стенли Кубрика.

Над выпущенной за день до анонса NX картинкой не посмеялся лишь ленивый: в считанные часы интернет-пользователи наплодили десятки фотожаб, коллажей, просто шуток с участием «кровожадного» итальянца в красной кепке. Кто-то назвал бы это PR-провалом, неудачным первым впечатлением — ан нет. Компания просто решила использовать в качестве маркетинга не привычные каналы, а магию мемов и никогда не спящий Twitter. Вирусная реклама удалась, о девайсе (вернее, обстоятельствах, окружавших его дебют) заговорили. А вот выпущенный следом трейлер вызвал реакцию не столь однозначную.

С одной стороны, он подтвердил опасения геймеров, заждавшихся наследника N64 и GameCube. Мол, вместо конкурента PlayStation 4 и Xbox One «Большая N» опять сделала ставку на безумную идею для казуалов. Абсолютная портативность? Играй, где хочешь — хоть дома, хоть в скейтборд-парке! Мечты о разгроме Sony с Microsoft ушли в небытие — опять просроченное железо, пускай и хорошее, на базе Tegra X1.

Но в то же время Nintendo явно училась на ошибках: уже одним только компактным дизайном и полной автономностью Switch оставил громоздкую Wii U далеко позади. Да и сама идея подобной техники в век мобильного гейминга казалась интересной. И правда, кому бы не хотелось держать в кармане крутые блокбастеры? Особенно в век мобильных копеечных безделушек, наводнивших AppStore и Google Market.

Хорошо дела вырисовывались и с поддержкой — по крайней мере, на словах. За новинку поручились десятки известных фирм (в том числе SEGA, Ubisoft, Bethesda, Rockstar), а лонч-тайтлом поставили The Legend of Zelda: Breath of the Wild, одну из самых популярных игр E3 2016. Всё бы хорошо, но Wii U в своё время тоже подавала надежды. И крупные издатели тоже стояли за неё горой — пока дело не запахло жареным полгода спустя. Не повторит ли Switch эту участь?

Между прочим, авторы Skyrim долго отрицали, что делают порт на новую консоль

Специально для сомневающихся Nintendo продолжила стратегически раскидывать интригующие вести. Демократичная цена, дешевле только грязь и Ouya! The Elder Scrolls V на удобном планшете! Новое приключение Марио — теперь с городом и реалистичными людьми (на фоне носатой карикатуры в кепке)! Улучшенная версия Mario Kart 8 для тех, кому лень отряхивать пыль с Wii U! Покупай-торопись, заказывай Nintendo Switch! Уже к февралю новинку ждали все — и даже те скептики, кому не хотелось брать её на старте. Хайп, предвкушение, кульминация… Разрядка. В начале марта консоль начала победоносное шествие по планете. Это была разорвавшаяся бомба, отголоски которой слышны до сих пор.

 

В зелёные дали

В первые дни после своего дебюта Switch стала главным инфоповодом игровых сайтов. Одни журналисты рассыпались в похвалах (коллектив 4PDA в том числе), другие зачем-то пробовали картриджи на вкус, третьи изучали устройство консоли под микроскопом, обнаруживая удивительные секреты. Или ломали корпус зверскими способами. Nintendo вновь захватила умы геймеров всего мира, совсем как в старые добрые времена Wii и DS. Даже в России, где до сих пор любят PSP — и здесь все заговорили о новой мобильной платформе. Но как японцам это удалось?

Хайп вокруг новинки глазами интернета

Объяснений несколько. Во-первых, сам девайс безусловно хорош — он удобен, практичен, отвечает всем требованиям портативки, но ощущается как хорошая стационарная приставка. Во-вторых, Switch напрямую не конкурирует с другой актуальной техникой: её (на тот момент скудная) библиотека не пересекалась с оными на PS4 и Xbox One. Дома играйте в Uncharted, а на работе — в «Зельду».

В-третьих, Breath of the Wild. После восторженных рецензий многие ринулись в магазин за новинкой и аксессуарами к ней. Это был мощнейший лонч-тайтл — даже с учётом существования версии для предыдущего поколения. В-четвёртых, разработчики не идут на компромиссы. На приставку по большей части выходят произведения высокобюджетные и выверенные — совсем не тот шлак, из которого на 90% состоят AppStore с Google Market. Иными словами: есть гарантия качества.

…с определёнными оговорками

В-пятых, Switch можно взломать. Хакеры взялись за работу практически сразу и, как оказалось, у новинки неплохой потенциал для создания Homebrew и прочих нелегальных программ — как это было с Wii десять лет назад. Кто-то скажет, что пиратство как раз должно работать продаж. Но в случае с железом оно скорее подстёгивает их, чем становится препятствием. И, наконец, в-шестых: портативный режим если и жертвует картинкой, то не сильно — пока авторы игр обходятся без методики «тяп-ляп». Всё вместе — и у нас на руках универсальный подарок, способный понравиться не только фанатам N, но и вчерашним хейтерам.

Интересно и другое: Nintendo, по сути, представила не полноценную новинку, а доведённую до ума Wii U. Тот же планшет, тот же упор на «», но — лучше, тоньше, легче. Возможно, это просто совпадение (предшественница не позиционировалась как портативка, мобильный гейминг был скорее полезной особенностью). Однако сходства бросаются в глаза.

Разумеется, были на первых порах и накладки. Огорчили публику бракованные юниты в ранних поставках, поломки и битые пиксели, плохо работающие joy-con’ы. Необходимость закупаться аксессуарами тоже не каждому пришлась по нраву. Равно как и скудный набор стартовых тайтлов: помимо The Legend of Zelda и симулятора дойки коров покупать было нечего. PlayStation с её «игр-то нет» пришлось подвинуться. Однако народ это не остановило. Почему?

Дело в том, что многие энтузиасты смотрели на консоль как на разумную инвестицию в будущее: все элементы успеха на местах, требовалось лишь чуть-чуть подождать. Серьёзно, как можно облажаться после настолько мощного дебюта? От Nintendo требовалось лишь поддерживать темп — и она не разочаровала.

 

Всем сёстрам

Да, релизы на Switch не упрекнуть в скорострельности — однако «Большая N» и не планировала брать свою аудиторию количеством. Напротив, компания продумала график выхода тайтлов с хирургической точностью: так, чтобы интерес к чудо-планшету не угасал. Не говоря уже о заготовленной паре козырей для Рождественских праздников.

Исходный план атаки на кошельки — в целом соответствующий действительности

План сработал как часы. В мае консоль штурмовала Mario Kart 8 Deluxe — как выяснилось, в мультяшные гонки удобно играть не только дома, но и лёжа в гамаке за городом. Лето украсили самобытные мультиплеерные экшены ARMS и Splatoon 2 — надолго их не хватило, а вот как яркий филлер они сработали просто отлично. Осенью, в самый разгар блокбастерного сезона, подряд выстрелили удачные порты DOOM 2016, The Elder Scrolls V: Skyrim и, внезапно, L.A. Noire Remastered — демонстрируя как мощь железа, так и гибкость политики самой Nintendo.

И заключительный аккорд — Super Mario Odyssey, второй главный претендент на консольную игру года после Breath of the Wild. Сомнений не осталось: японцы вернули себе трон. А те, кто ещё недавно посмеивались над провалом Wii U, прикусили языки.

Благодаря обдуманной стратегии в 2017-й оказался годом действительно разнообразным: были тайтлы на любой вкус, любого жанра. А особо всеядные без труда сумели распробовать каждую новинку и даже не подавиться в процессе, спасибо паузам в один-два месяца. Что занятно, лишь спорная Xenoblade Chronicles 2 и 1-2 Switch удостоились относительно неоднозначной реакции критиков — прочие релизы восприняли «на ура». Результат? 14 миллионов проданных консолей. Wii U, для сравнения, не дотянула до этой цифры за целых 5 лет.

 

Что дальше?

Хороший вопрос — и точного ответа на него никто не даст. Ни Сигеру Миямото, создатель Марио и Линка, ни нынешний президент Nintendo Тацуми Кимисима, ни западное лицо компании Реджи Фис-Эме. Можно предположить, что на волне успеха фирма окончательно завяжет со стационарными консолями — как-никак, почти все их предыдущие попытки выйти на этот рынок (за вычетом Virtual Boy) приносили и деньги и любовь потребителей по всему свету. Конкурентов в сфере уже нет (после провала Vita и расцвета смартфонов Sony вряд ли попытает счастье ещё раз), а огромная база потребителей уже собралась. Ещё бы, когда устройство не только развлекает, но и помогает людям!

Сумеет ли «Большая N» удержаться на вершине — или навернётся в попытке прыгнуть выше головы и здравого смысла? Сказать сложно: весь 2017-й она вела себя аккуратно… а 2018-й начала с анонса картонок по 4800 рублей. И пускай японцы (и их лоялисты) пытаются подать LABO как нечто прорывное, сложно удержаться от мысли, что производитель опять играет с огнём. А бумажная продукция, как известно, легко воспламеняется.

Но даже если Switch суждено, подобно Икару, сгореть в расцвете лет, сложно отрицать простую истину: первый год гибридной консоли уже вошёл в историю. Редко когда из крутого пике выходят настолько грациозно и уверенно. Так держать, Nintendo. Так держать.

 

Источник: 4pda.ru