Магнитофоны, автомобили, игрушки: что СССР своровал у Запада
Отечественной техникой в СССР было принято гордиться: крепкая, надёжная, разве что дефицитная. Но мало кто из жителей сверхдержавы, отгороженной от мира железным занавесом, догадывался, что заветная «Волга», модный магнитофон и престижный фотоаппарат — родом с «» Запада. Иногда честно лицензированные, но чаще просто внаглую скопированные. То есть спионеренные у загнивающих от роскоши капиталистов. Не верите? Тогда милости просим — на виртуальную выставку достижений советской промышленности.
Предупреждаем: уберите подальше свои красные очки ностальгии. Потребительская техника, транспортные средства, электроника, игры — в каждую из этих промышленных сфер под видом добропорядочных советских устройств пробрались коварные иностранные агенты. Пора вывести их на чистую воду.
Фотоаппараты Leica II (Германия, 1932) и «ФЭД» (1934)
Хрестоматийный пример «» — немецкая камера Leica II. Официально она поставлялась в СССР в небольшом количестве. Естественно, возник громадный спрос на столь удобные и качественные аппараты, удовлетворить который взялся Фотозавод коммуны им. Ф.Э. Дзержинского. С 1934 года харьковское предприятие начало выпускать камеры «ФЭД», идентичные «Лейке» по параметрам, простоте использования и внешнему виду. Однако по качеству материалов они уступали оригиналу: например, шторки затвора были матерчатыми, поэтому промерзали при низких температурах и часто перетирались. Из-за чего снимки получались засвеченными.
Магнитофоны Grundig TK 820 (ФРГ, 1955) и «Мелодия МГ-56» (1956)
Как происходили подобные заимствования? Обычно чиновники выезжали за границу и вместе с новейшей техникой привозили на родной завод распоряжение — изготовить и запустить в производство точную копию. Так случилось в 1955-м с немецким проигрывателем Grundig TK 820. А уже через год с конвейера Новосибирского завода точного машиностроения сошёл первый магнитофон «Мелодия МГ-56».
Электробритвы Remington 60 De Luxe (США, 1953) и «Нева-3» (1969)
Три года на фотоаппарат, год на проигрыватель — это ещё оперативное тиражирование. А вот американская электробритва Remington 60 De Luxe добралась до советских мужчин только спустя 16 лет — в виде «Невы-3». История умалчивает тонкости подобного ребрендинга, но, учитывая непростые отношения между СССР и США, официальное лицензирование весьма сомнительно.
Счётные машинки Sharp Compet 30 (Япония, 1966) и «Электроника ДД» (1968)
1960-е годы — начало расцвета японской экономики, важной частью которой стали новейшие технологии. Техника из Страны восходящего солнца активно поставлялась на Запад, кое-что попадало и в Советский Союз. Вспомнить хотя бы калькулятор Sharp Compet 30, с которого началось производство транзисторов КТ315 — на их базе потом сделают кучу устройств. Включая «Электронику ДД», чьё расположение клавиш намекает на абсолютно идентичную схему размещения транзистора. Разве что корпус чуть видоизменили. Видимо, чтобы калькулятор выглядел роднее и не развращал порядочных комсомольцев загнивающей эстетикой империализма.
Компьютеры Apple II (США, 1977) и «Агат-9» (1984)
Страшно сказать, но когда-то Apple внесла посильный вклад в развитие коммунизма. После выхода в Штатах суперпопулярного ПК Стива Джобса руководству нашей сверхдержавы срочно понадобился свой «эппл». Партия сказала: «» Инженер ответил: «» Не прошло и семи лет, как в недрах московского НИИ Вычислительных комплексов создали линейку ПЭВМ «Агат». Отечественный клон Apple II не только поддерживал ПО для Apple DOS 3.3, но и работал на собственной ОС «Школьница». Настоящий персональный компьютер. Как тебе такое, Стив Джобс?
Автомобили Ford Mainline (США, 1953) и ГАЗ-21 «Волга» (1956)
Говорить о автопроме можно бесконечно. Но грустнее всего, пожалуй, за ту самую «Волгу» (ГАЗ-21), которая не такая уж нам и родная. Сегодня пишут, что при её разработке «» и «». Формулировка красивая, но давайте честно: сможете с ходу отличить Ford Mainline от советской «Волги»? Или Chevrolet 210? Да, это дизайн эпохи — так делали чуть ли не все. Но обидно осознавать, что «» столь повлиял на облик легендарного автомобиля. Зато американские корни помогли: ГАЗ-21 вскоре уехал покорять Европу, где продавался по цене тамошнего Volkswagen Beetle, миниатюрного «».
Самолёты Boeing B-29 (США, 1942) и ТУ-4 (1947)
За время Второй мировой Советский Союз интернировал несколько американских бомбардировщиков Boeing В-29. И поскольку сталинская промышленность ничего подобного не производила, ОКБ Туполева получило распоряжение: скопировать изъятые самолёты без изменений. Что и было сделано — так родился ТУ-4. В процессе творческого переосмысления увлеклись настолько, что воссоздали даже подстаканники и пепельницы, хотя отечественным лётчикам строго запрещалось курить в полёте.
Космические челноки Space Shuttle (США, 1981) и «Буран» (1988)
В 1970-е СССР стал откровенно отставать от Штатов в звёздной гонке, однако не прекращал попыток «». Когда власти США заявили в 1971-м о начале создания многоразового космического челнока, Политбюро тоже решило запустить аналогичный проект. Работы советские конструкторы начали в 1980-м, а стартовый запуск произвели в 1988-м. Для сравнения: шаттл «Колумбия» полетел уже в апреле 1981-го.
Несмотря на внешнее сходство шаттлов и «Бурана», конструктивно они всё-таки различались. В частности, американцы использовали твердотопливный ускоритель, тогда как русские — керосино-кислородный. Но главное преимущество советского челнока — «Буран» умел автоматически садиться без вмешательства пилотов и диспетчеров. Правда, уникальная функция пригодилась лишь однажды: так завершился единственный 205-минутный полёт.
Тем не менее генеральный конструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский в одном из интервью подтвердил, что на западных коллег действительно ориентировались: «».
Игры Waterful Ring-Toss (Япония, 1976) и «Жонглёр» (1986)
Детские машинки, фигурки пиратов, пистолеты — многие советские модели были «позаимствованы» у зарубежных аналогов, причём зачастую с разницей в 10-15 лет. В том числе и легендарный «Жонглёр». Все же помнят штуковину, где надо струёй воды забросить кольца на палочки? Её скопировали с аппарата Waterful Ring-Toss, который японская компания Tomy выпустила в 1976 году.
Металлические конструкторы Meccano (США, 1901) и «Юность» (начало 1960-х)
Металлический конструктор с дырочками — один из самых известных советских брендов. «» — в ужасе спросите вы, лихорадочно перебирая в голове счастливые воспоминания из детства. Да, и он тоже. Причём идее уже больша ста лет — автор Фрэнк Хорнби запатентовал конструктор в 1901 году. Тут можно сказать, что всё новое — хорошо забытое старое. Однако ничего не забыто: Союз возник и исчез, конструктор «Юность» пылится на наших антресолях, а фирма Meccano и по сей день выпускает новые модели.
Электронные игры Nintendo Eg-26 EGG (Япония, 1981) и «Ну, погоди!» (1984)
Ещё одна популярная забава позднесоветского периода — ловля волком из «Ну, погоди!» куриных яиц в корзину. «Электроника» — гласит надпись на симпатичном корпусе. А должно быть — Nintendo Game & Watch. Да, наш любимый портатив придумала легендарная японская компания, о которой в СССР 1980-х, конечно, слыхом не слыхивали. Будущие авторы Зельды и Марио создали целую серию подобных гаджетов. Некоторые из них были «адаптированы» для советской детворы и выпускались под маркой «Электроника ИМ».
Игровые автоматы Sea Raider (США, 1970) и «Морской бой» (1981)
Последний оплот советской игровой идентичности — автоматы, те самые, которые 15 копеек за игру. Увы, и этот бастион сейчас развалится.
Помните знаменитый «Морской бой» с непередаваемым запахом резины от перископа и вот этим «», когда торпеда летела во вражеский корабль? Его тоже спионерили — с автомата Sea Raider, выпущенного в 1969 году американской компанией Midway Manufacturing Co. Правда, конструкцию немного упростили: было десять трасс для торпед, стало — восемь. Однако не только Союз польстился на Sea Rider: в 1972 году клон этого автомата под названием Sea Devil выпустила и японская компания SEGA.
Конечно, если бы железный занавес хоть как-то просвечивал для атак со стороны, злобные капиталисты не преминули бы обстрелять честных социалистических производителей тонной патентных исков. Однако не надо думать, будто в «» поголовно все конструкторские бюро, заводы и мастерские воровали зарубежные идеи — тот же «Буран» существенно отличался от своего идейного вдохновителя и во многом его превосходил. В СССР делали как могли, и нередко удавалось на славу — ваш старый «ФЭД» наверняка ещё работает, а первая «Волга» спустя годы смотрится всё так же эффектно.
Источник: 4pda.ru