Хуже расистов и Кевина Спейси: за что все возненавидели Star Wars Battlefront II?
Один из самых амбициозных проектов 2017 года — Star Wars Battlefront II — выходит в открытую продажу только 17 ноября. Тем не менее, долгожданный шутер уже успел стать не только разочарованием для геймеров, но и сущей головной болью для издателя в лице известнейшей компании Electronic Arts. Скандалы, угрозы, обманутые ожидания и сразу несколько антирекордов — день ото дня список прегрешений и неудач только растёт. Как так получилось? Почему новое детище EA уже успело превратиться в посмешище? В поисках ответов отмотаем время немного назад.
11 июня 2013 года — 17 ноября 2015
Прекрасный день для фанатов космических опер: именно тогда состоялся анонс Star Wars Battlefront — перезапуска культовой серии многопользовательских шутеров по вселенной «Звёздных войн». Фанаты классики в экстазе: ещё бы, возвращение старой доброй серии, от мастеров жанра (в лице DICE, авторов цикла Battlefield) да ещё и с новой, похорошевшей графикой. Однако вышедший спустя полтора года Battlefront разочаровал почти всех. И это ещё мягко сказано: стоила игра непомерно дорого (60 долларов за базовую версию, 50 баксов за сезонный пропуск с DLC), а контента в ней было — кот наплакал. Даже одиночную кампанию оставили за бортом, сделав упор на добротный, но неоднозначный мультиплеер. В результате критики приняли боевик достаточно сдержанно, а геймеры — и вовсе прохладно. Даже голливудский актёр Джон Бойега (исполнитель роли Финна), и тот не удержался от критики. Нужно было срочно что-то менять.
15 апреля 2017 года
К созданию сиквела EA решила подойти со всей серьёзностью. Разработка велась под условным слоганом «». Продолжение обещало стать глобальной «работой над ошибками»: издатель и сразу несколько студий (теперь не только DICE, но ещё EA Motive и Criterion) уверяли общественность, что уж на этот раз они прислушались к разгневанным фанатам. Жаловались, что мало карт? Их станет больше! Сетовали на отсутствие одиночной кампании? Всё будет! Мало техники? А теперь завались! Бесят DLC? Уберём! Несколько месяцев геймеров потчевали красивыми трейлерами и бессчётными обещаниями того, что Battlefront II выйдет просто грандиозной. И многие поверили. Ничто не предвещало беды. А потом пришла осень…
4-9 октября 2017 года
Самый важный этап для любого мультиплеерного экшена: бета-тест. Первыми игру получили те, кто оформил предзаказ, — им дали опробовать новинку 4 октября. Двумя днями позже Battlefront II «пощупали» и остальные геймеры. Всё бы ничего — EA и DICE действительно выполнили большинство обещаний. Баланс стал лучше, персонажей — больше. Однако игроки не могли не заметить одну занятную особенность новинки, а именно — нетривиальную систему прогрессии. Оказалось, что вся она завязана на лутбоксах, открывая которые пользователи получали так называемые «звёздные карты» — необходимые для прокачки ресурсы. Приобретать контейнеры можно либо за внутриигровую валюту (выдавалась за победы в матчах), либо за реальные деньги. На те же самые кредиты предстояло покупать и знаменитых персонажей вроде Люка Скайуокера и Дарта Вейдера. Геймеры отметили, что из-за такой системы «платники» обретали грандиозное преимущество, особенно на ранних порах. Да, их можно было догнать обычными способами, но сделать это было непросто — и долго. Недовольство росло и вылилось в достаточно громкий скандал.
10 октября 2017 года
Претензии высказали не только рядовые пользователи. Подход EA раскритиковали и представители авторитетной игровой прессы, в том числе популярные видеоблогеры. Громче всех своё недовольство выразил известный на просторах YouTube контентмейкер Джон Totalbiscuit Бейн, сравнивший систему прокачки в Battlefront II с азартными играми. Его возмутило даже не столько само наличие платных лутбоксов в шутере, сколько то, что их содержимое генерируется случайным образом. Проще говоря, геймер запросто может отдать деньги за то, что в итоге окажется для него бесполезным. Бейн даже призвал рейтинговое агентство ESRB вмешаться и принять меры в отношении такой практики, однако компания (а позже и другие, более влиятельные инстанции) не посчитали, что её можно приравнять к игорному бизнесу. Крестовый поход не удался. Но осадок остался.
31 октября 2017 года
Не стоит думать, что Electronic Arts проигнорировала поднявшуюся шумиху: наоборот. Накануне Хеллоуина вместо того чтобы пугать сообщество, издатель решил его порадовать, ослабив влияние микротранзакций на игровой баланс. С очередным обновлением Battlefront II в лутбоксах перестали появляться самые сильные «звёздные карты» — теперь их можно было только крафтить, достигнув определённого уровня. Разумеется, такой ход EA пришёлся геймерам по душе: он выглядел как самый настоящий жест доброй воли, выражающий неподдельное внимание к просьбам комьюнити. Издатель заверил всех, что теперь в выигрыше будет не только тот, кто вливает в шутер реальные средства, но и тот, кто готов честно проходить все испытания, вкладывать в игру время и силы. Тогда никто не мог и подумать, что парой недель спустя именно это обещание будет рассматриваться как самая настоящая издёвка.
12 ноября 2017 года
Ирония в том, что компания не лгала. В мультиплеер действительно придётся вкладывать немало: пару дней чистого игрового времени, если выражаться чуть точнее. Добравшиеся до Battlefront II пользователи Reddit подсчитали: для того, чтобы сыграть за Дарта Вейдера, чья стоимость в игровой валюте составляла 60 тысяч кредитов, пользователю придётся «влить» в игру порядка 35-40 часов (240 матчей с наградами по 250 кредитов). Оказалось, обещания EA — почти дурная шутка. Действительно, рядовые пользователи в теории могут получить всё то же, что и «платники» — если им не лень провести за бластером пару месяцев или лет. Инцидент стал отправной точкой очередной волны негодования, конца-краю которой не видать.
Реакция издателя не заставила себя долго ждать. В ответ на критику представители компании тут же попытались разрядить обстановку, заявив, что всё идёт по плану: такой подход был избран для того, чтобы подарить геймерам «». Подобный ответ, как не трудно догадаться, не нашёл отклика в сердцах пользователей. Более того, лукавое объяснение настолько взбесило геймеров, что оригинальный пост EA на Reddit получил наибольшее количество минусов за всё время существования ресурса — более 670 тысяч негативных отзывов за сутки. Для сравнения: даже посты расистского характера никогда не набирали больше 30 тысяч минусов.
В этот же день один из сотрудников фирмы во всеуслышание заявил, что происходящее — не более чем проделки «», а вся ненависть, направленная на игру и её создателей, — очередной «молодёжный тренд». Он посчитал, что на издательство нападают только потому, что оно на слуху, и что критиковать его «модно». Ход, как показала практика, неудачный. После его заявления компанию начали ругать ещё сильнее, теперь уже за работу с клиентами. Оригинальный твит уже удалён.
13 ноября 2017 года
Титан пал, да не совсем. EA на пару с DICE пошли навстречу взбешённым игрокам: уменьшили стоимость героев в четыре раза. Вейдер, например, «подешевел» до 15 тысяч кредитов. Об остальных и говорить нечего — Принцессу Лею и Чубакку теперь можно взять себе в команду за 10к, а главную героиню Battlefront II Иден Версио — всего за 5. Казалось бы, инцидент исчерпан, «наши победили». Но EA напортачила и тут. Уменьшив стоимость героев, создатели игры уменьшили и награды за прохождение одиночной кампании. Если раньше за неё давали 20 тысяч кредитов, то теперь — жалкие 5. Объяснили это тем, что по задумке вырученных за прохождение сингла кредитов должно было хватить только на покупку Иден, и раз девушка внезапно стала дешевле — то логично, что и упала награда за кампанию. Спорить трудно — действительно логично.
Вот только разгневанных геймеров такой ход особо не успокоил. Если расчёт шёл на доступ к Версио — почему бы просто не выдать ящик с героиней? Зачем лишние телодвижения с валютой? Ответа нет. Кроме того, пользователи выяснили новую особенность аркадного режима — суточное ограничение на получаемые кредиты — и ситуация окончательно вышла из-под контроля. И без того не лучшая репутация новой Star Wars и её авторов в глазах игрового сообщества продолжала падать. Battlefront II стала настоящим «мальчиком для битья» — обозлённые геймеры начали ругать боевик даже сильнее, чем он того заслуживал. Пользователи перестали в упор замечать её достоинства (картинку, звук, отсылки к классической трилогии), сконцентрировавшись исключительно на недостатках и ненависти к EA. Хуже того: многие не вполне адекватные личности даже принялись угрожать сотрудникам компании физической расправой (что привлекло внимание их коллег по цеху, мигом вставших на защиту DICE и Electronic Arts).
14 ноября 2017 года
Естественно, все вышеперечисленные факторы не могли не сказаться на оценках новинки. После открытия её страницы на Metacritic и появления первых рецензий от профессиональных изданий (к слову, оценили детище DICE, Motive и Criterion очень даже неплохо), пользовательский рейтинг экшена упал «ниже плинтуса». Всего за несколько часов Battlefront II стал самым низкооценённым AAA-проектом в истории по версии геймеров, получив 0,6 балла. Со временем цифра подросла до 0,7 балла, потом до 1,1, к вечеру остановившись на 1,2. Но сильно это не помогло. И что же, финал? Увы.
К середине дня в Интернете появились сведения о том, что то ли по ошибке, то ли в приступе паники EA изъяла из сервиса онлайн-дистрибуции Origin возможность запросить возврат потраченных на игру средств. Новость вызвала очередную волну негодования и даже паники среди успевших купить и разочароваться в шутере геймеров. За разъяснениями мы обратились к Руслану Пяткину, менеджеру по связям с общественностью Electronic Arts Russia. Представитель EA заявил, что «». Через некоторое время выяснилось, что это лишь «утка», а вся ситуация родилась из-за недопонимания. Но показательно другое: то, как быстро сообщество набросилось на EA с очередными обвинениями. Ничего хорошего от этой компании (и Battlefront) уже не ждут.
Скандалы сделали своё дело — маркетинговый кошмар под названием Star Wars Battlefront II сейчас считается одной из самых ненавистных игр последних месяцев, и, возможно даже лет. По крайней мере, именно такое впечатление создаётся, если почитать форумы. Справедливо ли это? Конечно нет.
Ведь и DICE, и EA действительно сдержали клятву: превратили-таки сыроватую Battlefront в более чем удобоваримую игру, с помпезной сюжетной кампанией и действительно занимательным мультиплеером. Тем печальнее осознавать, что модель распространения и в высшей степени странное отношение корпорации к потребителям просто-напросто «угробили» новинку на подлёте. Если дело пойдёт дальше слов и недовольства, а геймеры решат проголосовать не только едким отзывом на Metacritic, но ещё и рублём — это может поставить крест и на будущем некогда по-настоящему славной серии. Вот уж действительно: хотели как лучше, а вышло… как всегда.
Источник: 4pda.ru