Геймеры — больные? Что медицина думает об «игровом расстройстве»

Одни ликуют, другие печалятся: «» Недавнее решение BOЗ о включении игрового расстройства в список болезней наделало немало шума. Редакция 4PDA разобралась, чем это грозит геймерам и стоит ли опасаться, что любовь к Dota 2 и PUBG приведёт вас в Кащенко.

Что произошло?

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) утвердила проект новой — одиннадцатой по счёту — редакции Международной классификации болезней (МКБ-11). Во всём мире она используется для ведения статистики и отслеживания тенденций в здравоохранении. Коды МКБ, обозначающие различные травмы, заболевания и синдромы, облегчают профессиональное общение врачей из разных стран. В последнюю версию классификации, среди прочего, попал необычный пункт: «игровое расстройство».

 

Игровое расстройство? Что это такое?

Как заявляют сами эксперты ВОЗ, игровое расстройство — это нарушение модели поведения, при котором пользователь не может нормально контролировать свои привычки. Сев за любимую консоль или компьютер, геймер, страдающий данным недугом, часами не будет вставать с места. Забывая о еде, сне, личной гигиене и прочих потребностях. Увольнение с работы, расставание с друзьями и тому подобные «мелочи» жизни не заставят его оторваться от монитора. Зато поражение в сетевой битве или, например, падение в рейтинге станут самой настоящей трагедией. Иными словами, если человек одержим электронными развлечениями настолько, что это серьёзно вредит его жизни, имеет смысл говорить об аддикции.

 

Часто ли встречается такое заболевание?

Сайт организации поясняет, что это расстройство напрямую затрагивает небольшой процент геймеров. По оценкам Американской ассоциации психиатров (которая тоже рассматривает вопрос о признании такого заболевания), ему может быть подвержено от 0,3 до 1% населения США. Вроде бы немного, но при этом другие психические заболевания встречаются реже. Для сравнения: от шизофрении и связанных с ней расстройств, по данным той же ААП, страдают от 0,25 до 0,64% населения Штатов. То есть потенциально можно говорить о миллионах людей, больных игровым расстройством.

 

Решение ВОЗ распространится на Россию?

Пока неизвестно. Сейчас МКБ-11 находится лишь на стадии проекта. Окончательный вариант новой редакции представят в 2019-м, а в силу всё вступит лишь с 1 января 2022 года. Кроме того, страны-участницы сами принимают решение об использовании МКБ как основного ориентира при диагностике. Например, в США психиатры пользуются собственной номенклатурой: Диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам (DSM). Будет ли Россия переходить на новый вариант МКБ? Предсказать невозможно.

 

А если перейдёт, значит, геймеров будут принудительно лечить?

Нет, принудительно лечить никого не будут — это противоречит закону «О психиатрической помощи». Чтобы отправить человека в психбольницу против его воли, сначала надо доказать, что он либо представляет опасность для себя и окружающих, либо не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно. Подтверждение надо представить на психиатрическом освидетельствовании. Как правило, комиссия выносит решение о принудительной госпитализации только в том случае, если человек находится в остром психозе или подобном состоянии. Так что геймеры могут быть спокойны — от любимых блокбастеров просто так их отлучить не выйдет.

 

О каком лечении вообще идёт речь?

Пока что ВОЗ не предоставила чётких рекомендаций по исцелению игрового расстройства. Возможно, они будут схожи с теми, которые уже используются частными центрами для реабилитации людей с аддикциями. Так, в американской клинике reSTART, которая помогает зависимым от интернета, гейминга и VR, пациента сначала полностью лишают доступа ко всем электронным устройствам. А затем помогают вернуться в русло нормальной жизни — учат правильно питаться, заниматься спортом, чаще гулять на свежем воздухе и общаться с родными и близкими вживую. Параллельно с этим клиенты reSTART получают индивидуальную и групповую психологическую помощь. Чаще всего геймерская зависимость сопровождается и другими проблемами: депрессией, тревожным расстройством, синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Эти вопросы корректируются медикаментозно или с помощью психотерапии.

 

Если я страдаю от игрового расстройства, смогу получить медицинскую помощь?

Да. Когда Россия официально перейдёт на МКБ-11, лица, страдающие от геймерского расстройства, смогут получить необходимое лечение.

 

Это будет бесплатно?

Конечно. Согласно 41-й статье Конституции РФ, медицинская помощь гражданам должна предоставляться бесплатно (за счёт средств бюджета, страховых взносов и других поступлений). Скорее всего, зависимых геймеров отдадут в распоряжение наркологам. Сейчас в России лечение наркологических заболеваний осуществляется из регионального бюджета: в Москве, например, за это отвечает Департамент здравоохранения.

 

Куда я могу обратиться за помощью прямо сейчас?

Пока игровое расстройство не считается официальным заболеванием. Но получить консультацию и необходимую поддержку всё-таки можно. В столице жертвам аддикции помогут в Московском научно-практическом центре наркологии. Обращаться можно как в сам центр, так и в один из филиалов. Кроме того, есть горячая линия по номеру +74957096404. Существуют и негосударственные организации, которые посодействуют в реабилитации — например, «Анонимные компьютерные игроки». Эта программа работает по системе «12 шагов». Со специалистами и участниками сообщества можно связаться по Skype, телефону и электронной почте, а также оставить сообщение на форуме.

 

Может ли ВОЗ изменить своё решение?

В теории это возможно: проект МКБ-11 ещё будет обсуждаться, а включение в него игромании уже вызвало вопросы у специалистов. В 2013-м Американская ассоциация психиатров даже создала отдельный комитет для обсуждения игрового расстройства и возможного внесения его в DSM. Однако, по словам возглавлявшей комитет Нэнси Петри, достаточных оснований и чётких критериев для подобного решения эксперты не нашли. А большинство имеющихся исследований не отвечают строгим научным требованиям: имеют слишком маленькую выборку, не имеют контрольной группы или полагаются исключительно на сведения, предоставленные самими участниками. По словам Леннарта Наке, изучающего взаимодействия человека и компьютера в университете Ватерлоо, очень часто нездоровое увлечение геймпадами возникает не само по себе, а в результате других проблем — депрессии, социальной изоляции и тому подобного.

Тем не менее у решения ВОЗ есть и плюсы: после включения игрового расстройства в МКБ феномен будет более тщательно изучаться специалистами. И со временем его могут исключить из списка болезней — так, например, произошло с гомосексуализмом, который изъяли из МКБ-10, утверждённой в 1992 году. Но есть нюанс: изъятия унизительного пункта ЛГБТ-сообщество добивалось не одно десятилетие.

 

Источник: 4pda.ru