Битва мнений: смартфоны против зеркалок

Смартфоны научились потрясающе снимать: они делают боке, имеют оптический зум и даже изменяемую диафрагму. Поневоле задумаешься — а кому сейчас нужны обычные фотоаппараты? Пользователи камерофонов после покупки гаджета считают, что теперь у них есть отличная камера, которая всегда под рукой. А зеркалка с объективами — это как винил для хипстеров. Но есть и те, кто не признаёт фотовозможности смартфонов, предпочитая классику. Аргументы обеих сторон приводят участники сегодняшнего спора. К барье… то есть к затвору!

Участники спора

Любитель фотографировать на телефон

Антон Копнов

Журналист, фотограф-любитель

Зеркальными фотоаппаратами и смартфонами пользуюсь последние пять лет. Из камер были Canon 350D, Canon 5D (первый), Nikon D40, Fuji S3 Pro. Из смартфонов давным-давно использовал Nokia 1020, затем был Moto X Play (оказался неплох для дневной съёмки). Зеркалка есть и сейчас, но хожу с Samsung Galaxy S8. В своё время поддался всеобщей истерии по поводу зеркалок. Сегодня понимаю, что хорошие кадры можно снимать и камерой телефона.

Сторонник фотокамер

Сафрон Голиков

Фотокорреспондент ИД «Коммерсантъ» и агентства ТАСС

Снимаю на смартфоны уже 14 лет, начиная с Nokia 3660. На зеркальные камеры перешёл в 2006 году: первой стала Nikon D40. Очень люблю линейку Canon 5D. Её модели не так громоздки, как у старшей серии EOS-1D X, при этом их функциональности хватает для большинства профессиональных задач. На эти камеры разных поколений сняты мои лучшие работы. Из мобильных устройств отмечу разве что iPhone X: за множество настроек и хорошее — насколько это возможно для гаджета — качество снимков.

Удобство против качества

Антон: Смартфон побеждает по одной простой причине: он всегда с тобой. Нужно сделать снимок — достал и сделал. И никакого копирования на компьютер, возни с RAW-файлами и лишней обработкой. А если считаешь себя выше мобильной съёмки, то упускаешь множество интересных моментов в своей жизни. Пока расчехлишь свою зеркалку, твоя девушка уже зевать начнёт.

Сафрон: Ну да, на смартфоне съёмка быстрее, зато качество страдает. Наделаешь ты мобильником кадров на концерте, но дальше папки на компьютере и не выложишь — приличным людям показать такое стыдно. Так и будут пылиться в домашнем архиве, пока сам не удалишь за ненадобностью.

Антон: Ну и как там в твоём 2007-м живётся? Архивы никто давно не хранит, сейчас главное — сразу в соцсети всё выгрузить. И разглядывать эти художества будут скорее всего на тех же смартфонах, а не мониторах для фотографов. Да и снимают мобильные камеры сегодня приемлемо: для того же Instagram хватает с головой.

Сафрон: То-то и оно, что «». Пока не увидишь действительно хорошие работы, так и будет казаться, что твои нормально выглядят. А на деле они никакие — только в мобильную версию «Вконтактика» и выкладывать. На большом экране огрехи сразу заметны. И что теперь, за компьютер не садиться, а в соцсети только с планшета заходить?

Антон: Ты не поверишь, но так и есть — сейчас почти все с мобильных гаджетов в онлайн выходят. Но мы вроде о фотографии говорим. Смартфон в карман закинул — и пошёл. А твой рюкзак с объективами и остальным обвесом соберёшь — полдня насмарку. А если жутко торопишься — на бегу всё это по специальным отсекам распихивать будешь?

Сафрон: Если на улице потрясающий свет и снег, скажем, в мае, хорошую картинку можно сделать только зеркалкой. И телеобъектив твоя звонилка не заменит. Я привык быть во всеоружии, чтобы не упустить хороший снимок. Престижная премия World Press Photo сама себя не наградит.

Снимок сделан на Canon EOS 5D Mark III. Чувствительность: ISO 8000. Выдержка: 1/160 c. Диафрагма: f/2.8. Фокусное расстояние: 200 мм

Антон: Для камерофонов есть куча программ с готовыми фильтрами и эффектами. Если делаешь для себя, а не для фотобанков, где требуется бомбическое разрешение и тонна Photoshop, то мобильный — это отличный вариант. Одна только программа VSCO со своими плёночными фильтрами чего стоит. Нажал несколько кнопок — и можно сразу отправлять хоть друзьям, хоть на принтер.

Сафрон: Печатал я со смартфона и для себя, и даже в СМИ. Так вот, кадры с зеркалок даже без масштабирования выглядят гораздо качественней: в большинстве случаев можно сразу на печать отправлять. Все эти фильтры — просто способ хоть как-то спасти плохой снимок. А хороший ими только испортишь.

Антон: Когда надо быстро что-то обработать, ты без компьютера не обойдёшься. Не во всякой фототехнике есть встроенное исправление геометрических искажений или устранение эффекта «бочки». Во многих телефонах эта опция включена по умолчанию. Нажал на кнопку — и фото архитектуры получается без искажений. То, что должно быть квадратом, им и получается, а прямые линии не становятся изогнутыми. Ты, конечно, можешь у себя потом геометрию отфотошопить, но это и время, и лишние хлопоты.

Сафрон: Да большинство даже не заметит, что не так с «заваленной» перспективой. Если только ты на архитектурное бюро не работаешь. Многим даже нравится эффект искажения, который дают широкоугольные объективы. Ну и раз пошёл разговор об оптике: даже у недорогих зеркалок она сменная. Для портретной съёмки, для панорамы, телескопическая с большим зумом, макрообъективы… А у смартфона какую поставили, той и пользуешься. Поменять уже не получится.

Антон: С этим не спорю. Только вся твоя свобода выбора упирается в деньги. Купил камеру, а потом оказывается, что к ней надо объективов на сумму втрое больше, чем она сама стоит. А на стоковую оптику снимать ты будешь далеко не шедевры, её кладут в комплект просто для галочки.

 

Оптическая сила

Сафрон: Зря ты так про комплектную оптику. Качество изображения даже на штатном объективе 18−55 будет в разы лучше, чем у твоего карманного псевдо-фотоаппарата. Размер имеет значение, слыхал о таком? Ну не может никакой цифровой алгоритм дорисовать настоящий оптический зум, светосилу и цветопередачу. Только имитировать, да и то не очень хорошо.

Антон: Чтобы передать эмоции и настроение момента, достаточно хорошего телефона. Тем более для любителя, который не может нормально снять, потому что у него лапки. Какая-нибудь кропнутая зеркалка с дешёвой оптикой немногим лучше камерофона. А ведь многие перед таким выбором и оказываются — недорогой фотоаппарат в стоке или хороший смартфон.

Даже просто выбрать, на что снимать, — та ещё головная боль

Сафрон: Со мной ты можешь спорить, а вот с законами физики не выйдет. Невероятно, но факт: у специализированных камер большой размер сенсора. И чем он больше, тем лучше — детализация изображения и чувствительность выше. Возьми тот же айфон: размер сенсора 1/3 дюйма при разрешении 12 Мп, а в других гаджетах бывает даже меньше. В моём Canon 5D Mark IV сенсор примерно в 30 раз больше, а разрешение выше всего в 2,5 раза.

У зеркалок больше динамический диапазон и гораздо меньше уровень шумов. Даже беззеркалки с сенсорами Four Thirds (4/3 дюйма) могут делать великолепные снимки, практически не уступающие полнокадровым моделям. Звонилкам до такого уровня ещё очень далеко. Чтобы преодолеть этот отрыв, им нужно физически увеличиться в размерах или изобрести какую-то космическую технологию. До тех пор — без шансов.

Антон: C этим трудно поспорить, но есть нюанс: твой Canon стоит как мешок смартфонов. И это без учёта объективов — тогда бюджет ещё на два надо умножить. А нужно ли такое счастье, скажем, девушке, которая активно использует Instagram? Или туристу-любителю, ведущему небольшой блог? В теории можно и до среднего формата дойти, там качество ещё лучше.

Сафрон: Мешок, говоришь? Ну если только тебе нужен мешок ноунеймов по 2000 рублей. А тот же Canon 5D Mark III даёт отличную картинку по цене нового айфона. Но даже бюджетные варианты начального уровня лучше, чем дорогие смартфоны, плюс у них есть оптический зум. Взять, например, портретное фото: для телефона это всегда компромисс. Объектив у таких гаджетов, за редким исключением, от силы 24 мм, а для съёмки хорошего портрета 85 мм — самое то. И вспомни, что я про сенсор говорил: у любой дешёвой зеркалки он в десятки раз больше.

А система фокусировки? В современных камерах наведение на резкость занимает доли секунды. Тёмные места и контровый свет — не проблема для хорошей техники, можно снимать при любых условиях. Равно как и отслеживать движущийся объект в кадре. Нетрудно даже указать область для автоматической фокусировки, а ручной фокус вообще ничем не заменить. Всех этих функций в мобильниках крайне не хватает. Их потолок — это селфи для Instagram.

Типичный мобильный фотограф глазами профессионального фотографа

Антон: Всё, что ты говоришь, работает только в профессиональных аппаратах, в тандеме с объективами соответствующего уровня и стоимости. А вот в простеньких моделях с «китовыми» стёклами всё куда прозаичнее. Да и про смартфоны ты загнул — там уже давно используется весьма шустрая система фазового автофокуса. Подобная технология используется и в зеркальных камерах. Так что за цену бюджетной зеркалки я возьму девайс, который фокусируется не особо медленнее. Но за эти деньги получу не просто замену любительского фотоаппарата, а многофункциональный гаджет на все случаи жизни. Кстати, такси твоя зеркалка вызывать уже научилась?

Сафрон: Встречный вопрос: самолёты на авиашоу твоя фотозвонилка в хорошем качестве отснимет? А портрет любимой группы на концерте крупным планом? В большинстве современных смартфонов диапазон фокусных расстояний — от 24 до 28 мм. Ну ладно, 70 у какого-нибудь нового «лопатофона».  У обычного телеобъектива эта цифра составляет 50−500 мм: разницу в возможности приближения чувствуешь?

Антон: Понятное дело, что к смартфону телевик не прикрутить. Но здесь всё зависит от задач и бюджета. Напомни, сколько стоит хороший объектив с большим фокусным расстоянием? Не у каждого профи такой есть. Что уж говорить о людях, впервые купивших зеркалку? Часто они ограничиваются бюджетными стёклами и не заморачиваются дополнительными аксессуарами. Да и, в конце концов, для мобильных тоже есть насадки со сменными объективами. Но почку ради их покупки продавать не придётся.

Сафрон: Мой первый телевик (Sigma AF 70-300mm f/4-5.6 APO Macro DG) обошёлся мне ровно в две банки пива. Сейчас его цена — около 9000 рублей, деньги далеко не баснословные. А б/у найти можно вообще по цене чехла для айфона. Конечно, он тёмный и мыльный при определённых параметрах. Но даже с ним и недорогой зеркалкой можно получать потрясающие снимки.

Снимок сделан на Nikon D40 с объективом Sigma 70-300 4.5-5.6 APO DG. Чувствительность: ISO 200. Выдержка: 1/1250 с. Диафрагма: f/8

Даже если сегодня ты умеешь только на кнопку затвора нажимать, со временем захочется реализовать свои творческие идеи. И вот в этом плане вариантов у зеркалки гораздо больше. Простой пример: при вечерней или ночной съёмке мой Mark IV без проблем справится там, где смартфон выдаёт только «чёрный квадрат». А если нужна вспышка, всегда могу внешнюю прицепить — с мобильником такой фокус не провернёшь.

Антон: Смартфоны уже могут круто работать ночью. Если есть штатив, а гаджет поддерживает ручные настройки, то даже камера компактного устройства много чего углядит. В полутьме и без штатива можно спокойно снимать на больших выдержках при минимальных значениях ISO — главное, чтобы руки не дрожали. К слову, даже фотоаппараты с большим сенсором могут грешить зашумлением картинки при плохой освещённости.

Снимок сделан на Huawei P20 Pro. Чувствительность: ISO 100. Выдержка: 4 с. Диафрагма: f/1.8

 

Смотреть в глазок или на экран? Эргономика и функциональность

Антон: Как ни крути, но во многих случаях визирование через качественный дисплей, да ещё и сенсорный, удобнее, чем взгляд через «дверной глазок» бюджетной зеркалки. Расплющивать нос об экран, пригодный лишь для черновой оценки сделанного кадра, — то ещё увеселение.

Сафрон: При ярком солнце я лучше носом в зеркалку зароюсь, чем буду пялиться на свое отражение в экране айфона, да ещё и сквозь отпечатки пальцев. Глазок фотокамеры хотя бы позволит нормально понять, куда смотрит объектив, в отличие от бликующего дисплея. Там пока что-то разглядишь, фотографировать расхочется.

Антон: Раз уж мы о экранах заговорили: у большинства зеркалок, кроме флагманских моделей, качество дисплея хуже, чем у бюджетного смартфона. Настройки посмотреть может и сойдёт — ни обработать, ни даже просто адекватно оценить получившийся кадр не выйдет.

Сафрон: У меня, например, предварительный просмотр на камере вообще отключен. Да и зачем он там? Просто отснял всё необходимое, потом уже спокойно перекинул на планшет или компьютер и решил, что оставлять. Дисплей только для настроек и нужен, и с этим он справляется. Мне же не надо онлайн-трансляцию в соцсети вести, никуда мои снимки не убегут. Если и надумаю позже их опубликовать, за качество стыдно не будет.

Антон: А видео! Ограничение продолжительности записи из-за нагрева матрицы вообще не радует. Не говоря уже про посредственный битрейт. Мне, например, пришлось прошивку своей Nikon D5100 менять на самопальную, без гарантии стабильной работы. Только так можно было убрать лимит на длительность записи.

Сафрон: Ну зачем тебе двухчасовое непрерывное кино? Ты его в редакторе дольше обрезать будешь, чтобы ненужные кадры убрать. Я обычно снимаю нарезку из коротких отрывков от 10 секунд до минуты, а потом склеиваю в целое видео. Или даже несколько роликов. Так ориентироваться проще, чем одну длинную запись перематывать.

Ну а по части эргономики камера смартфону ещё и фору даст: настроить можно всё, при этом не надо барабанную дробь по экрану отбивать. И даже от объектива не придётся отрываться, чтобы, например, сменить режим съёмки. А в смартфоне промахнулся пальцем мимо менюшки — ищи заново. Так и кадр хороший упустить недолго или видеозапись запороть.

Антон: Вот это пианино с кучей рычажков и колёсиков ты называешь эргономикой? Разве что для свадебного фотографа пригодится, бурную деятельность изображать. Не зря же в любительских зеркалках часто эту эргономику обрезают — чтобы любителю меньше путаться. На многих камерах всё равно приходится часто лазить в меню. Можешь пошутить про всеобщую деградацию, но непрошаренному человеку реально проще нажимать на экран девайса, чем клацать рычажками.

Вообще, я считаю, что камера дополняет гаджет, а не заменяет. Неопытным пользователям уж точно. Телефон у каждого есть, а покупка камеры — это приличные расходы, на которые не каждый готов пойти, чтобы просто делать снимки. Особенно если становиться профессиональным фотографом в планы не входит.

Сафрон: А ты думал, хорошие фото сами себя снимают? Хочешь качество — плати, это правило с любой техникой работает. Стоимость всех моих камер (5D Mark III, 5D Mark IV и набор из 10 объективов) где-то в районе миллиона рублей. Ясное дело, с ценой селфифона это несопоставимо, но и разница в качестве налицо. Некоторые мои фото, напечатанные в СМИ, и правда сделаны с помощью смартфона — но тем ярче контраст между мобильными и «настоящими» кадрами.

 

Чьи аргументы убедительнее?

Источник: 4pda.ru