«Хороним по системе UBER». Как технологии выгоняют бандитов из могильного бизнеса
Летом 2017-го гремела трагикомичная новость: бывший сотрудник «Яндекса» собрался запустить сервис UMER — приложение для организации похорон. Многие посчитали это шуткой, но автор пояснил, что всё серьёзно. После громкого анонса UMER исчез с радаров, но этот локомотив уже не остановить: технологии вот-вот перевернут наше представление о рынке ритуальных услуг. Как это произойдёт, при чём тут 3D-принтеры и можно ли заказать погребение со смартфона — читайте в материале 4PDA.
Криминальный бизнес
В России кладбищенский бизнес — чуть ли не единственная сфера предпринимательства, которая не особо изменилась с советских годов. В ритуальном деле ещё 70 лет назад царил бардак пополам с криминалом. В СССР уважаемому человеку из цеховиков или теневых предпринимателей всегда нашлось бы «тёплое местечко» на центральной аллее городского некрополя с удобным подъездом, красивыми декоративными клумбами и площадкой, способной вместить всех безутешных родственников и пускающих скупую слезу коллег по опасному бизнесу. А директор городского кладбища был рукопожатной фигурой, входящей в высшие круги городской элиты. Даже обычные могильщики жили неплохо, зарабатывая в «» по тысяче рублей — на уровне министров.
Однако с приходом лихих девяностых похоронный бизнес в России вышел на новый уровень. ОПГ сразу накинулись на лакомый кусок, действуя грубо и прямолинейно. Цепочка была простая: поставить на место директора городского кладбища собственного человека, замкнуть на него финансовые потоки и пообещать прострелить голову каждому, кто попытается нарушить установленную монополию.
Со временем криминал пошёл на спад, и «скорбный» рынок стал чуть прозрачнее. Однако в новости до сих пор врываются страшные сводки о переделе сфер влияния. Например, пару лет назад на Хованском кладбище в Москве члены этнической банды попытались обложить данью могильщиков, предлагая отдавать им все заработанные деньги, а получать лишь 13%. Работягам подобный расклад показался несправедливым, и они продолжили диалог с помощью лопат и арматуры. В результате массовой драки с применением огнестрельного оружия, в которой суммарно участвовали около 500 человек, на поле боя остались три трупа. Ещё несколько десятков людей попали в больницы с тяжелыми травмами.
Криминальная цепочка тянется и дальше, дотягиваясь уже до простого обывателя. Когда кто-то умирает, объятый горем родственник звонит в полицию или докторам. После этого неизменно раздаётся телефонный звонок «чёрного агента» — кто-то из бюджетников слил информацию. Иногда так бывает, что ритуальщик приезжает раньше, чем официальные службы.
Обычно агент приходит с каталогом, где принципиально нет цен — они придумываются по ситуации. Близким усопшего пытаются всучить самый дорогой гроб, бальзамирование, посмертный макияж и другие услуги. На самом же кладбище с них пытаются «сшибить деньгу» все подряд: от администрации до крепких парней, которые понесут гроб.
Это длинная цепь, состоящая из вранья и предельно циничного выбивания денег из родственников, ослеплённых горем. Но, кажется, скоро всё изменится — технологии вот-вот перевернут рынок.
«Мы выдали нашим агентам планшеты»
Как ни странно, Россия идёт к этому семимильными шагами. Например, в похоронном агентстве Ritual.ru борются с чёрным рынком по модели UBER — сотрудники получают заказы и информацию через планшеты.
«За основу нашего проекта мы взяли технологии сервисов “Яндекс.Такси” и UBER и перенесли их на ритуальный рынок. Сейчас мы контролируем заказ от и до: видим, когда агент откликнулся на запрос, сколько и где ехал, во сколько позвонил клиенту, что сказал, что заказал клиент. Также с помощью последних технологий системы распознавания речи мы можем выявлять проблемные зоны в работе агентов и диспетчеров и оперативно их корректировать. Когда агент принял заказ, мы скрываем от него данные клиента: есть только имя и номер дома. Чтобы уточнить адрес, нужно позвонить через приложение. Так мы можем записывать звонок и следить за действиями агента», — рассказали основатели агентства в интервью порталу «Нож».
Одним контролем сотрудников дело не ограничивается — Ritual.ru уже научилась встраивать QR-коды в надгробия. Организовано всё просто: к памятнику приклеивается табличка, на которой лазером выгравирована та самая метка. Она приводит к сетевой странице, где рассказывается, кем был покойный. Авторы проекта отдельно упирают на «» и возможность «».
Услуга стоит 15 тысяч рублей, но можно и сэкономить — официальный сайт обещает скидку 20% по промокоду. Жаль, нет системы реферальных ссылок. Прогрессивная функция пользуется спросом: QR-код есть на могилах многих известных персон, включая Бориса Ельцина, Михаила Круга и Юрия Никулина.
Но главное — Ritual.ru и подобные ему передовые агентства отменяют плавающее ценообразование чёрных ритуальщиков. Прямо сейчас на сайте московских и петербургских контор можно заказать похороны под ключ. Причём по ценовому и имиджевому ранжированию. Ряд фирм позволяет хоронить в «базовом», «стандартном», «премиальном» и даже VIP-режимах. Некоторые разрешают прямо на сайте заказать погребение и поместить услугу в «корзину» — как пиццу или бургер.
«Пакетное» погребение должно помочь сэкономить нервы и деньги родственникам усопших. Цена на этом этапе оговаривается заранее, количество услуг — тоже. Никаких внезапных трат, которые обычно сопровождают скорбный процесс в России.
Однако похоронами дело не заканчивается — за надгробием нужно ухаживать. Это бремя готов взять на себя IT-стартап «Честный агент»: работники будут регулярно посещать могилу, наводя там порядок. Клиент сможет посмотреть на снимки, которые ритуальщики нащёлкают с дрона. «Агент» регулярно ведёт съёмку вверенных участков и, как сообщает пресс-служба, всегда готов «». Кроме того, коптер помогает стартаперам собирать информацию о кладбищах, создавая огромную базу мест захоронений.
Если окружение умершего хочет устроить полномасштабные проводы в последний путь, VIP-режим позволяет развернуться на полную катушку. Скажем, отпечатать гроб на 3D-принтере, раскрасить его артом из «Звёздных войн», а траурным кортежем пустить две шеренги добровольцев, облачённых в костюмы штурмовиков. Под «Имперский марш», естественно.
«Тренд на проведение похорон и церемонии прощания по индивидуальному сценарию явно обозначился в США и Западной Европе. Всё больше людей изъявляют желание, чтобы пространство похоронной процессии было выстроено как выставка-экспозиция истории жизни человека, ушедшего в мир иной. В России примеры нестандартных похорон единичны. Но в будущем их доля в крупных городах будет расти. Соответственно спросу и одновременно подстёгивая его, возникнет и предложение — появятся похоронные event-агентства, которые будут специализироваться на разработке сценариев и организации церемоний прощания.
Например, в нашей практике уже было изготовление гробов в камуфляжной раскраске для военных. Сейчас мысль о том, что гроб можно раскрасить по желанию, не возникает в сознании подавляющего большинства людей. Возможность персонализировать раскраску — это тот случай, когда спрос нужно создавать, предлагать и продвигать. Ritual.ru планирует оказывать такую услугу в ближайшем будущем. Технически к этому мы готовы и знаем, как организовать и продвигать подобный сервис. Это же относится и к стрим-трансляциям похорон в режиме реального времени. Что же касается надгробий необычной формы или нанесения на них QR-кодов — такие заказы есть уже сейчас, хотя их совсем немного», — рассказал 4PDA Денис Омельченко, директор по маркетингу группы компаний Ritual.ru.
Но какие-то ограничения всё равно есть. Если вдруг вы захотите отправиться в свой последний путь на ладье викингов, превращённой в погребальный костёр, в этом желании вам будет отказано даже в Норвегии, понимающей толк в подобных вещах.
Технобезумие на костях
И это правильно, ведь столь деликатную тему легко превратить в фарс. Увы, периодически так и случается: людям отказывает чувство меры. Новосибирская компания Autograph на выставке «Белый тополь» показала надгробие в виде айфона — с встроенным туда селфи Раневской и Плятта. Новинка вызвала фурор, и вроде бы первый каменный iPhone уехал в Красноярск.
Как отметили авторы творения, на памятник, выполненный из украинского чёрного базальта, по желанию заказчика можно нанести любую лазерную гравировку. Средняя стоимость такого объекта искусства обойдётся в сумму, эквивалентную 1200 евро. Жаль, что безвременно ушедший из жизни любитель Apple уже не сможет порадоваться обилию лайков, репостов и позитивных эмоций посетителей кладбища.
Словенские стартаперы из университета Марибора пошли ещё дальше, запустив производство цифровых надгробий, оснащённых солнечными батареями и способных воспроизводить тексты, фотографии и видеоролики на защищённом от осадков экране. Такой памятник сможет рассказать о покойном больше, чем скупая информация о годах жизни и скромная эпитафия, характерные для традиционного погребения. Активируется цифровая информация при помощи сенсора движения (в том числе датчика глаз). Инновационный памятник стоит 3000 евро.
Классическим гробам стартапы уделяют меньше внимания. Но и здесь новые технологии активно проявляют себя. Так, британская Coffin of the Future разработала концепт модели со встроенным сенсорным дисплеем — с информацией об усопшем, куда гости церемонии прощания смогут вносить свои соболезнования. Сюда же интегрированы динамики объёмного звучания для трансляции заупокойных речей или траурной музыки.
Американская служба кремации, штаб-квартира которой расположена в Арлингтоне, не отстаёт от британских фирм в плане креатива — предлагает погребальные урны с объёмным 3D-портретом усопшего. В качестве экспоната на сайте организации выставлена урна с профилем Барака Обамы.
Ещё одна спорная функция, которую породил интернет: церковные услуги в онлайне. Чтобы отпеть покойного, даже заочно, всё равно нужно приехать в храм, а вот панихиду можно оформить в браузере. За небольшую сумму — скажем, 50 рублей — сотрудники указанного вами церковного учреждения отслужат заупокойную требу. Услугу можно оформить пакетом сразу на всех — стандартные формы заказа вмещают девять полей для имён. Не берёмся судить, насколько добросовестно служащие исполняют подобные дистанционные услуги, но справку о проделанной работе пришлют — церковники почему-то называют её «».
Но всё это — пока что для прогрессивных граждан. Традиционные же агентства — особенно из провинций — относятся к технологическим инновациям противоречиво. С одной стороны, массовый рынок пока что не готов к таким экспериментам. С другой — если будет спрос, не станет дело и за предложением.
«Отечественный рынок ритуальных услуг пока ещё очень консервативен. Однако нам импонирует идея со стильным и информативным QR-кодом на надгробии. Если вы посетите одну из специализированных выставок ритуальных товаров, то увидите креативные гробы в виде роялей или автомобилей представительского класса. Однако всё это — штучные товары, не пользующиеся массовым спросом. Среди клиентов нашего агентства консерваторов более 95%.
Полагаем, бум технологических инноваций в сфере ритуальных услуг наступит через 5-10 лет, когда уйдёт из жизни основная масса хранителей ценностей советского образца. Более молодое поколение россиян относится к смерти гораздо спокойнее. Но если клиент или его наследники пожелают провести церемонию в стилистике популярного сериала, мы готовы обсуждать подобные запросы уже сегодня. Всё зависит лишь от финансовых возможностей заказчика и времени, которое нам дадут на подготовку», — говорят в одной из крупных петербургских ритуальных служб.
«В нашем городе народ очень консервативен. Спрос на нетрадиционные ритуальные услуги у нас практически отсутствует и составляет не более 1-2%. Разумеется, социальный статус и достаток покойного играют роль, но в целом погребальные церемонии обычно проходят по устоявшемуся шаблону. В 90-е и в начале 2000-х был определённый спрос на необычные памятники для “авторитетных” покойных, но ныне и он сошёл на нет», — вторят в ритуальной службе Ростова-на-Дону.
Меньшее из зол
Конечно, местами это напоминает фарс. Гаджеты дотянулись до сакральной стороны жизни и немедленно опошлили: памятники с планшетами, панихида через браузер, 3D-гробы и QR-коды — нормально вообще? Но жизнь не стоит на месте — технологии проникают даже в столь консервативные сферы. И ведь что-то работает на пользу: нет ничего плохого в тех же метках на памятниках. Они дают фактически цифровое бессмертие — во всяком случае, пока будут живы QR-коды.
Ну и главное. Смартфоны, соцсети и приложения в Google Play уже сейчас делают этот запутанный процесс честнее и прозрачнее. Если через 5-10 лет жители российских провинций смогут похоронить близкого человека без контакта и контракта с членами «ритуальных» ОПГ, то ради этого можно вытерпеть что угодно, в том числе и гробы в стиле «Звёздных войн».
Источник: 4pda.ru