Sam & Max: The Devil’s Playhouse — Episode 5: The City That Dares Not Sleep: Обзор

Игра: Sam & Max: The Devil’s Playhouse — Episode 5: The City That Dares Not Sleep
Платформа: Mac, PC, PS3
Жанр: adventure
Дата выхода: 30 августа 2010 г.
Разработчик: Telltale Games
Издатель: Telltale Games
Издатель в России: Логрус
Локализатор: Логрус

Официальный сайт | Русскоязычный сайт

Как ни прискорбно, головокружительный третий сезон приключений Сэма и Макса заканчивается во цвете лет. Казалось бы — вот они, наконец, ответы на все загадки, финальные точки всех сюжетных линий, развязки и развозки героев по домам.

Верите ли — ничего подобного! Нас опять обманули. Пятый эпизод The Devil’s Playhouse предлагает нашему вниманию массу вопросов, тонну «белых пятен», кучу бредовых взаимосвязей и ни капельки здравого смысла. Ладно-ладно, все понимают, что для серии Sam & Max «здравый смысл» — словосочетание ругательное.

Макс. Во всей красе своего нового облика. Не правда ли, он — лапочка?

Взгляд изнутри

Если вы случайно на улице наткнетесь на компанию из большой говорящей собаки, очень беременной женщины и сухонького дяденьки с инопланетным монстром на груди, знайте: это «белочка». Потому что единственная территория, где подобная шайка может появиться, — The City That Dares Not Sleep. В таком составе команда спасателей отправляется внутрь гигантского Макса-мутанта, чтобы вернуть чудовищу его прежний, нормальный вид. «В вашем понимании нормального, конечно», — как скажут Сэму, когда будут объяснять ему единственный способ уберечь бывшего кролика от неминуемой гибели.

Да-да, именно кошмарного монстра наши герои будут отчаянно спасать на протяжении всего эпизода. Привет от Кинг-Конга. Наш старый знакомый, агент Суперболл, после превращения Макса в огромное жуткое нечто стал президентом Соединенных Штатов. Новоиспеченный политик готов в любой момент спустить на бывшего шефа грозных летающих роботов — само собой, ради спасения нации. Сэм, понятное дело, не может допустить смерти своего друга, пожирающего на завтрак дома вместе с их обитателями. Поэтому большой говорящий пес собирает команду отважных путешественников из Пеппервейта с Йог-Согготом и своей старой соседки Сибил, беременной от статуи Линкольна.

Чужой против Хищн… ой, извините, Макс против Сатаны. Исход сражения предрешен заранее.

Тема огромных монстров, атакующих города, впервые зазвучала во весь голос в 1933 году благодаря фильму «Кинг-Конг». Похоже, именно это творение американского кинематографа и вдохновило Telltale на превращение Макса в чудище. Ведь гигантская обезьяна Конг — скорее положительный образ, чем отрицательный. Неслучайно главные герои киноленты из лагеря гомо сапиенс до последнего пытаются спасти гориллу от смерти. По крайней мере делают вид.Все вместе они забираются в гигантский корн-дог и попадают во внутренности Макса. Конечная цель — мозг. И не только кроличий, но и наш с вами мозг, которому стоит приготовиться к еще более устрашающей атаке абсурдом, чем в предыдущих эпизодах.

Теперь мы знаем, куда переехал игровой бизнес. В лапы гигантской помеси кролика и Ктулху!

Сатана, тараканы и супер-эго

Желудок Макса изнутри выглядит как кухня. Сэм утверждает, что это всегда так было и монструозное состояние здесь совершенно ни при чем. Естественно, мозг — гостиная, руки — игровая, а ноги — спортзал. Сатана с вампиром Юргеном снимают фильм о Максе-чудовище, чтобы хоть как-то реанимировать подмоченную репутацию Князя Тьмы: и шкатулка с игрушками якобы дьяволова ему не принадлежит, и к созданию Макса-мутанта он не имеет отношения, и древние боги отнимают у бедного черта его законный хлеб — быть воплощением зла в мире. Сэм готов усыновить маленького таракана, называет его Сэмом-младшим и тем самым умудряется растрогать Сибил — будущую маму явно очень странного скульптурно-плотского ребенка, которого, к сожалению, так и не показали. У Макса, оказывается, есть супер-эго, которым уже давно был… а вот и не скажем, сами увидите. Вопросы есть?

На фоне всего этого великолепия бессмыслицы даже как-то теряется весьма неожиданный финал. И мы не сразу понимаем, что нас действительно провели, причем несколько раз. По сути, весь пятый эпизод — один большой обман. И, безусловно, одна огромная, ростом с нового Макса, пародия. На все фильмы о чудовищах, терроризирующих город. На все книжные и киношные шедевры о дружбе человека с неведомыми зверушками. Прошлись и по Фрейду с фрейдятами, простите, фрейдистами. Слегка посмеялись над традицией вводить якобы неожиданного, а на самом деле уже давно привычного предателя из лагеря «своих» в самом конце. Благородный второстепенный герой, жертвующий собой ради общего дела, тоже оказался под прицелом насмешки. Что самое удивительное — шутки не повторяются! Честное слово.

Правда, в самом конце остается впечатление, что разработчики все-таки слегка перемудрили с сюжетом. Нет в происходящем цельности и органичности, присущей третьему и четвертому эпизодам.

Готический нуар всегда пробьет себе дорогу. Вот и сейчас…

Меняю собаку на пылесос

Зато есть качество, которого очень не хватало предыдущим частям серии, — «играбельность». Геймплей хотя бы отдаленно напоминает геймплей, а не повторяемую задачу «определи, какую суперсилу Макса использовать на этот раз». Вероятно, все дело в том, что в пятом эпизоде Макс попадает в зону нашего контроля очень условно. Доступа к его психическим сверхвозможностям у нас нет. Приходится выполнять сложные комбинации действий. Например, превратиться в пылесос, уронить тараканью ферму, влюбиться в маленького тараканчика и отнести его Сибил, чтобы будущая мать, умилившись, начала делать то, что нам необходимо.

Вычислить такую последовательность силой мысли невозможно. Поэтому большая часть задач решается эмпирическим путем. Иначе говоря, методом «научного тыка». Уважаемые разработчики из Telltale, очевидно, считают интеллектуальный потенциал среднестатистического игрока настолько скудным и уязвимым, что не рискуют напрягать его ни при каких обстоятельствах. А то Макс думал-думал — и что получилось?

Да, авторы постоянно подшучивают над массовой культурой и в особенности над Голливудом. Но замечаем ли мы в действительности, что они точно так же посмеиваются и над нами — потребителями? В пятом эпизоде есть занятный камешек в огород наших умственных способностей: щиток с разноцветными предохранителями, который на первый взгляд кажется привычной адвенчурной головоломкой. На самом деле все, что от нас требуется, — набрать в рот воды из ближайшего резервуара и выплюнуть прямо на предохранители, устроив короткое замыкание. Разработчики как бы говорят нам: «Мы и так знаем, что серьезную головоломку вы не осилите, не стоит и пытаться. Сделайте хотя бы то, что вам по зубам».

Крупным планом. На случай если вы недостаточно прониклись.

***

Возможно, последний эпизод The Devil’s Playhouse мог бы быть более гармоничным, эпичным и понятным. Или не мог бы. Ведь вся прелесть атмосферы Sam & Max — в непрекращающемся безумии нонсенса, когда каждый диалог, каждый сюжетный ход привносят в игру нечто еще более неожиданное и бредовое. И знаете что? Если следующий сезон будет таким же, мы не расстроимся.

Плюсы: еще более абсурдная атмосфера; еще больше пародийности; интересный геймплей; смешные шутки без повторов.
Минусы: сюжетная канва не вполне гармонична.

Источник: stopgame.ru