Рабы технологий: смартфоны превратили нас в ленивых тупиц?
Каждый из нас хоть раз да испытывал животный ужас, когда смартфон предательски садился в самую неподходящую минуту. Даже тот, кто не родился с девайсом в руках, сейчас слабо представляет жизнь без гаджетов и сервисов. Но разве это хорошо? Технологии упростили наше существование, но они же лишили нас многих навыков — по сути, мы начали деградировать. Или всё же нет? Вдруг это нормальный процесс адаптации — человечество отбрасывает неактуальные функции, подстраиваясь под новое?
Смерть воображения и творчества
Чтение бумажных — именно бумажных — книг сегодня превратилось из естественного человеческого состояния чуть ли не в элитарный культ. Одни его «служители» тихо игнорируют электронные читалки и соответствующие приложения для смартфонов. Другие с пеной у рта пытаются объяснить всем, как это круто: чувствовать запах типографской краски, осязать фактуру страницы, слышать её шуршание. Кого-то даже задолбать умудрились. Мы, пожалуй, поддерживаем культистов — от «электронки» ощущения совсем не те.
Но это лирика. А факты таковы, что одна библиотека закрывается за другой с пугающей регулярностью. По данным Министерства культуры РФ, в XXI веке в России каждый год закрывается около тысячи библиотек. С 51 тысячи в 2000 году их количество упало до 38 тысяч в 2016-м. А вместо домашних огромных стеллажей и шкафов с книгами нашим детям в наследство достанутся аккаунты в цифровых сервисах да сотня-другая мегабайт файлов, в которых — признаем честно — нет души.
И творчества, которое гаджеты успешно уничтожают — во всяком случае, если верить заявлению профессора колледжа Вильгельма и Марии. Ведь вместо вдумчивого погружения человек — особенно ребёнок — выберет затяжное плавание по соцсетям. Современные технологии легко это предоставляют: вспоминаем фанфики, мемасики, блогеров, баттлы и, конечно, ролики про котов. Музыка — и та становится фоном для домашних, рабочих или транспортных дел.
Из-за этого, как утверждает профессор Кюнг Хи Ким, подростки всё реже обдумывают прочитанное, услышанное и увиденное. У них теряется способность извлекать из льющегося потока информации что-то полезное. Взамен они получают краткосрочное удовольствие — зачем напрягаться и что-то анализировать, если можно прямо сейчас радостно «орать с мемов»?
Меньше ответственности за работу
Идём дальше: современные гаджеты приучили нас относиться к делам спустя рукава. Не верите? Давайте рассмотрим пример с фотографиями. Раньше как было: зарядили в «Зенит» 35-миллиметровую плёнку на 36 кадров, где каждый — на вес золота. Отчасти буквально — стоило это всё немалых денег. Но сказывалась и трудозатратность самого хобби. Если ошибся (неудачно использовал свет, неверно выставил диафрагму или выдержку), то снимок насмарку. Неправильно проявил — пропали все негативы.
Сейчас же мы просто щёлкаем 10-20 вариантов одного кадра, а лучший выбираем потом. Экспозиция, баланс белого, выдержка — об этом заботится автоматика. Зачем ломать голову? Разве что яркость подтянуть… А ведь скоро нейросети станут настолько умными, что подскажут, как сделать крутой снимок или облагородить рисунок. А то и начнут генерировать шедевры сами.
Фрагмент картины, нарисованный нейросетью в лабораториях Google
Хотя что начнут? Некоторые уже умеют рисовать картины по текстовому описанию. А «Яндекс.Алиса» выпустила собственный альбом — музыка написана с помощью нейросетей, тексты сгенерированы «Автопоэтом» на основе поисковых запросов (полная дичь, надо сказать), поёт сама Алиса.
Аналогичная ситуация и с написанием от руки. Если вы читаете этот текст за школьной партой, то, наверное, ещё помните, как пишутся буквы. А вот люди постарше — уже вряд ли. Современный документооборот в крупных компаниях ведётся в электронном виде, студенты всё чаще конспектируют лекции при помощи ноутбуков. Конечно, это очень удобно: не надо переписывать целую страницу, если стукнул по другой клавише на печатной машинке или поставил большую кляксу. Но это страшно развращает — технологии отучили нас от страха перед ошибкой.
Плюс рукописный ввод благоприятно влияет на работу мозга вообще. Профессор из Вашингтонского университета установила, что процесс написания от руки сильнее активизирует участки коры головного мозга, отвечающие за память и усвоение новой информации. Для этого она провела эксперимент: попросила учеников второго, четвёртого и шестого классов придумать короткие сочинения. Одна группа писала рукой, вторая — долбила по клавишам. Выяснилось, что рукописные работы отличались более богатой фантазией и лексическим разнообразием.
Когда-нибудь станет удобно писать от руки и на электронных девайсах
Кроме того, информация, которую мы записываем вручную, прочнее оседает в памяти. Студенты знают, что лучший способ подготовиться к экзамену — сочинить к нему как можно больше «шпор». Набранный же клавиатурой текст выветрится из головы на следующий день.
Болезни: от Аспергера до Альцгеймера
Поскольку коммуникация сейчас происходит преимущественно через смартфон, изменилась система социального взаимодействия. Мы иначе выражаем мысли: выпестованное «твиттером», «фейсбуком», хаотичным форматом видеоблогов и обилием emoji, наше мышление послушно адаптируется и соответствующим образом трансформируется.
В целом в этом нет ничего плохого — у каждого поколения есть свой язык, основанный на странных неологизмах. Но если раньше он создавался во дворах и подъездах, то теперь протягивает лапы из интернета. Вспомните, когда вы последний раз цитировали мемы в живом общении. Пять, десять минут назад? Вот и получается немыслимый новояз, разгадать который пытаются лучшие умы старшего поколения.
Отгородившись выдуманным наречием, мы продолжаем прятаться от людей, но уже на улице. В транспорте, в очередях мы убиваем время, листая соцсети, зависая в мессенджерах и залипая в простенькие казуалки. Разумеется, в наушниках. Этакий современный вариант фразы «». И, естественно, «», — это как бы статус по умолчанию.
Получается интересный парадокс. Технологий больше, общаться проще — а самого общения стало меньше. Да, и 50 лет назад можно было нырнуть в свежий номер газеты, чтобы не видеть эти ненавистные лица. Но очередной выпуск «Крестьянского рабочего» не мог вечно скрывать от общества. Любой современный смартфон, поймавший хотя бы 3G, — может.
Это приводит в том числе и к утрате навыка считывания невербальных сигналов — бессознательных жестов и эмоций. Через строчку мессенджера нельзя нервно улыбнуться, сверкнуть глазами и прикусить губу — пропадает громадный мимический инструментарий, который мы понимаем в большей степени неосознанно. Если разучимся его считывать, наша коммуникация будет затруднена — похожие трудности сейчас испытывают люди с синдромом Аспергера.
Ориентация в пространстве — ещё одна проблема, связанная с гаджетами. Давайте честно: когда вы последний раз добирались в незнакомое место навигатора? Говорят, «», но, увы, эта присказка безнадёжно устарела. Мы скорее замучаем интерфейс «Яндекс.Карт», чем посмеем заговорить с незнакомцем. Сегодня от нас не требуется выбираться из тайги, руководствуясь только положением Солнца, но ведь мы же совершенно разучились самостоятельно искать улицы и дома — кажется, пора вводить в школьную программу уроки городского ориентирования.
И это только полбеды — кажется, мы движемся к массовому Альцгеймеру. В 2014 году Нобелевскую премию по физиологии выдали за описание работы клеток мозга, ответственных за ориентацию в пространстве. В частности, учёные доказали прямую связь между нарушением их работы и болезнью Альцгеймера. Соответственно, поддержание этих клеток в рабочем состоянии помогает предотвращать нейродегенеративные заболевания. Регулярное использование навигаторов, напротив, «усыпляет» эти клетки, что, возможно, повышает риск заработать старческое слабоумие.
«Так что я там хотел сделать?»
Умение планировать — ещё один неотъемлемый навык, присущий развитому уму. Он зависит как от памяти, так и от способности просчитывать и структурировать информацию, опираясь на собственный опыт. И этот навык тоже отнимают у нас современные смартфоны со всеми их органайзерами, to-do-списками и бесконечными напоминалками.
И это не только наши рассуждения. Журналист и писатель Майкл Гротхаус недавно провёл любопытный эксперимент. Две недели он всё записывал не в смартфон, а на бумагу. Результаты порадовали: Гротхаус начал лучше расписывать свои задачи, планировать дела и запоминать, что сделал.
Наконец, современные технологии постоянно отвлекают — в виде нового сообщения, поста в любимом канале, либо ещё какого-то оповещения. Если гаджет просто лежит, не подавая никаких сигналов, мы всё равно прокрастинируем: тут ленту соцсети обновить, там количество «лайков» проверить, в игрушку какую-нибудь зарубиться.
Соответственно, нам всё сложнее сконцентрироваться, мы тратим больше времени на выполнение простых и привычных действий. Небольшое признание от автора текста. Когда я писал эту статью, то брал свой смартфон в руки не один десяток раз. Конечно, я отдаю себе отчёт, что принадлежу к поколению людей, которых современные технологии отупляют. И признание этого факта — пожалуй, первый шаг на пути к тому, чтобы использовать достижения современной науки и инженерии себе во благо, а не во вред… Так, о чём шла речь? Ах да, концентрация внимания на задаче. Ну, вы поняли.
Однако сжигать смартфоны пока рано
Радует одно: природа умнее нас, и наверняка найдутся адекватные механизмы противодействия тем негативным изменениям, что вызывает в нас слишком сильное увлечение технологиями. Возможно, мы находимся в процессе адаптации к новой реальности, который просто не можем адекватно оценить.
Чтобы разобраться, куда нас приведёт страсть к гаджетам, мы обратились за комментарием к специалисту — профессору Нестику Тимофею Александровичу, заведующему лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН, доктору психологических наук.
Проблема зависимости от мобильных устройств сегодня, разумеется, существует. Но я бы не стал категорически утверждать, что её последствия исключительно негативные — они компенсируются рядом преимуществ. Например, причина «эффекта Google», когда сокращается память и ухудшается способность запоминать, заключается в возможности очень быстро обратиться к гаджету и найти нужную информацию. Но при этом необязательно держать в голове большое количество сведений. Если мы сами по себе не обладаем какой-то информацией, легко обратиться к знающим людям с помощью современных технологий. Сокращение памяти одного человека компенсируется формированием так называемой транзакционной, или распределённой памяти.
По мнению Тимофея Александровича, есть положительные стороны и у потери концентрации: важно, скорее, то, с кем вместе решать ту или иную задачу. Порой быстро посоветоваться с кем-то эффективнее, чем долго думать, сосредотачиваться и только когда-нибудь потом принять решение. По крайней мере, это пойдёт на пользу социуму и даже человечеству в целом.
Тогда с чем связана боязнь технического прогресса у представителей этого самого человечества? Ведь получается, всё на их благо.
«Страх перед новыми технологиями подстёгивается неизвестностью. Раньше была возможность точно локализовать угрозу, а сейчас это труднее сделать. Мы вынуждены активно использовать новые технологии, но при этом всё меньше понимаем, как они устроены. Это порождает большое количество фобий или, по крайней мере, тревог. К слову, наша страна не технофобская, у нас много технооптимистов. И это парадоксально сочетается со страхами перед любыми новшествами — скажем, перед генно-модифицированными продуктами.
Поэтому вопрос стоит скорее не в том, как результаты прогресса влияют на когнитивные способности отдельного человека, а в том, почему мы не можем конструктивно и быстро договариваться по поводу возникающих в этой связи рисков, о правилах использования новых технологий. Технооптимизм сопряжен с глубоким социальным пессимизмом и низким уровнем доверия к социальным институтам, поэтому мы часто идем путем запретов вместо совместного поиска решений», — рассказывает Тимофей Нестик.
Действительно, ведь именно новые технологии, несмотря на активное сопротивление неолуддитов и скептиков, меняли человека к лучшему. Например, медицина предоставила шанс дожить до 100 лет, а не умирать уже в 30, как случалось в Средневековье. Почему с нашими любимыми мобильниками должно быть иначе? Пусть превращают нас в людей Великого информационного века — так и быть, подождём, пока полное и окончательное счастье снизойдёт на нас.
Источник: 4pda.ru