Забавы молодости нашей. Живы ли World of Tanks и War Thunder?

Мир в очередной раз сходит с ума. Известные каждому четыре буквы PUBG прочно обосновались на экранах мониторов. И конца этому не видно — повальная мода «на королевские битвы» перевернула представление о сетевых играх. А ведь недавно мы с не меньшим азартом водили виртуальные танки, которые на фоне нового культа скромно затерялись в безумном информационном потоке. Есть ли жизнь в танковых ангарах? Размышляем в сегодняшнем ностальгическом материале.

История игрушек

Популярность World of Tanks, по сути, была предопределена. Танки! Не очередной спецназовский шутер или конвейерная ММО с эльфами и орками, а масштабные сражения реальных боевых машин. WoT мгновенно обрела аудиторию: помогла и военная история страны, и популярность темы на просторах бывшего СССР. Те, кто ещё вчера с азартом рубился в «танчики» на Dendy, получил их в 3D, со спецэффектами и онлайном. Да, со слабой физикой и устаревшим освещением. Однако возможность выкатить из ангара культовую «тридцатьчетвёрку» никого не могла оставить равнодушным.

Составляющих успеха было три: быстрые и динамичные бои, популярная бронетехника, визуальная историческая достоверность. Да и порог вхождения оказался комфортным: чтобы весело нашпиговать противника болванками, не требовались рефлексы киберспортсмена. Закрытое тестирование началось весной 2010 года. К концу лета в нём участвовали примерно 200 тысяч человек — пришлось увеличить серверные мощности, чтобы выдержать приток новых комбатантов. В первые же месяцы открытой беты в World of Tanks зарегистрировались несколько миллионов пользователей. А 23 января 2011 года детище компании Wargaming попало в Книгу рекордов Гиннесса благодаря номинации «одновременное пребывание пользователей на одном ММО-сервере».

 

Проект War Thunder (на сегодня — главный соперник «танков») изначально задумывался как экшен про самолёты. Даже рабочее название World of Planes намекало на логическое развитие идей знаменитого «Ил-2 Штурмовик». Анонс состоялся 1 апреля 2011 года: многие журналисты тогда расценили его как шутку в адрес Wargaming. Но запуск всё же состоялся; закрытые альфа- и бета-тесты проводились вплоть до середины 2012-го.

Авиасимулятор повторил успех белорусских танков — только в небе. Причины триумфа? Популярная тематика, отсутствие конкуренции, лёгкость освоения. Творение Gaijin Entertainment всё чаще стали назвать «». Чтобы не упускать аудиторию, в январе 2012 года «гайдзины» объявили о расширении своей вселенной, перезапустили сайт и переименовали проект в War Thunder. Геймерам пообещали возможность управлять воздушной, наземной и морской техникой в одном бою. Открытый бета-тест под новым брендом стартовал 1 ноября 2012 года.

 

Под капотом

Мало кто помнит дебютное название World of Tanks — «Танкодром».  Разработчики изначально стремились делать не симулятор, а сессионную ММО, где главное — популярная тематика и динамичный геймплей. С тем и другим проблем не было. Никакого изучения бесконечных мануалов — нажал кнопку «В бой!» и сразу отстреливаешь недругов. При этом новичкам прощалось многое. Подставился под противника? Ничего, покуда полоска здоровья ещё не на нуле — можно и отыграться.

Однако кажущаяся простота обманчива. Водить танк и стрелять не так уж и сложно — но вся глубина погружения проявлялась в широком разнообразии стратегий. Нужно оптимально расположить машину на поле боя, воспользоваться преимуществами местности, постараться первым обнаружить врага. И, конечно же, произвести удачный выстрел.

Учитывая тематику и стратегическую составляющую, неудивительно, что большинство поклонников World of Tanks — мужчины. Возрастной же разброс пользователей широк: велика вероятность встретить сразу три поколения геймеров в одном голосовом чате. Сказывается как относительная лёгкость вхождения, так и модель распространения free-to-play — микроплатежи есть, но не являются обязательным условием для победы.

 

Gaijin Entertainment пошла иной дорогой: режимы War Thunder сразу разделили на аркадные и реалистичные. Первые по духу напоминали Call of Duty: всё стремительно и зрелищно. Но при этом удавалось отчасти и оставаться симулятором: несмотря на четырёхклавишное управление, ИИ автоматически активировал сложные расчёты при движении техники, поэтому поведение машины и физика полёта казались реалистичными. Типичный пример — затемнение экрана при перегрузке как отражение физического состояния пилота.

Реалистичный режим предназначался для более хардкорных пилотов: поведение техники в нём было максимально приближено к настоящему. Свалить самолёт в штопор, перегреть двигатель или даже остаться без крыльев, превысив максимально допустимую скорость, — такие испытания ждали виртуальных пилотов. Касалось это и танковых боёв: динамика движения бронетехники и наличие/отсутствие индикатора пробития позволяли каждому выбрать желаемый стиль сражений.

Так удалось привлечь сразу два пласта целевой аудитории: непритязательных любителей пострелять и дотошных ценителей реализма. Последние зачастую оказывались «перебежчиками» из WoT, которым не хватало хардкора в белорусском детище. Геймплей в любом режиме оставался одинаковым. Модель повреждений в War Thunder строилась на законах физики, а не геймерских условностях вроде полоски здоровья. Как и в реальной жизни, можно было изрешетить танк сплошными снарядами, но не задеть критически важные модули и экипаж. Или, наоборот, одним выстрелом взорвать боеукладку и уничтожить соперника, невзирая на класс и толщину брони его «панцера».

Средний возраст пользователя находится на том же уровне. Несмотря на более высокие требования к геймерскому мастерству, сказались низкая сложность аркады и возможность возрождения: потеряв одну единицу техники, можно вернуться в бой на другой, ожидающей в ангаре (пусть и с некоторыми ограничениями в зависимости от режима). Этакий аналог волшебной кнопки Continue в однопользовательских боевиках.

 

Как закалялась броня

После удачного старта Wargaming сосредоточилась на развитии проекта. Большой акцент разработчики сделали на реалистичности танков: для создания компьютерных моделей консультировались с историками и армейскими экспертами. Появлялись новые бронемашины и даже целые ветки развития различных наций. Стало больше карт, режимов и боевых задач. В итоге World of Tanks получила международное признание и пришла в большой киберспорт.

О конкурентах тоже не забывали: уже в 2013 году вышла посвящённая самолётам World of Warplanes, а в 2015-м — World of Warships. И всё бы хорошо, если бы не одно «но»: три самостоятельных проекта делили аудиторию на отдельные группы. Конечно, массового оттока профильных «танкистов» не случилось, но и желающих устанавливать три клиента оказалось немного.

В итоге авиация не взлетела — пользователи признали начинание Wargaming неудачным, и разработчикам поневоле пришлось полностью перезапускать проект. Зато «корабли», вопреки ожиданиям скептиков, уверенно держатся на плаву — не в последнюю очередь благодаря азиатскому региону.

 

Не отставала и Gaijin Entertainment. Парк доступной техники расширили, добавили новые карты и «режим событий» — реконструкции исторических боёв с жёстко заданными начальными условиями. Появились ежедневные задания и система получения титулов для опытных пользователей.

А вот обещанный флот подзадержался. Авианосцы в качестве плавучих аэродромов и управляемые ИИ корабли в качестве зенитной артиллерии на некоторых картах попадались. Но аудитория ожидала большего. Тестирование открыли только в конце 2016 года: по предзаказу (за деньги) и на нерегулярной основе. Впрочем, War Thunder всё ещё выглядел привлекательно: новые танки и самолёты регулярно добавлялись, совместные бои никуда не делись. Введение же турнирной системы только подстегнуло дополнительный интерес публики.

 

Memento mori

Рано или поздно любая MMO обречена на снижение популярности. Не стали исключением и любимые народом «танки»: к 2015 году наметилась явная стагнация. Бесконечное добавление контента свелось к «клонированию» схожих по характеристикам машин. Эту серую массу разбавляли яркими «имбами», которые продавались за реальные деньги. Явное преимущество премиумной техники и печально известной «арты» напрочь отбивало желание заходить в ангар. Патчи, призванные исправить баланс, только усугубили проблему: премиумная могучая машина, купленная за настоящую валюту, спустя пару месяцев неожиданно превращалась в слабосильную рухлядь.

Моральное устаревание тоже давало о себе  знать: раньше на условную физику можно было смотреть сквозь пальцы. Но со временем первоначальный азарт прошёл. На фоне современных соперниц World of Tanks смотрелась отнюдь не шедеврально. Не добавлял оптимизма и процессорозависимый движок. С очередным патчем танкист обнаруживал, что новая видеокарта уже не помогает повысить заветный счётчик FPS. А уж владельцы ноутбуков и старых десктопов и вовсе оказывались не у дел. Естественно, что на цифрах онлайна это сказывалось не лучшим образом.

 

Повторив успех предшественницы, War Thunder не избежала и её ошибок. Одной из них стало печально известное «приведение к историчности». Техника, «нагибающая» выше среднего, порой получала ощутимое снижение характеристик и «реалистически достоверное» объяснение происходящего.

И наоборот: забагованный люк Т-34-85 породил мем про «сталиниум», который невозможно пробить ничем. Вошёл в историю и эпичный ответ комьюнити-менеджера. Геймер, недовольный текущим балансом, задал ему вопрос на форуме: «» А тот ответил до гениального просто: «». Пост моментально ушёл в народ, и с тех пор ни одно обсуждение патчноутов в сообществе не обходится без этой фразы.

С движком дела у War Thunder обстояли получше. Даже после многочисленных апдейтов владельцы «калькуляторов» чувствовали себя комфортно. Беда пришла, откуда не ждали — со стороны комьюнити. В какой-то момент разработчики решили, что аркада — самый популярный режим, а текущая модель повреждений с ваншотами расстраивает новичков. Результатом стало упрощение расчёта повреждений. Хардкорная часть сообщества, посчитав себя обманутой, стала реже появляться в онлайне, а казуальные геймеры так и не стали меткими стрелками.

 

Контрнаступление

Чтобы сохранить аудиторию, Wargaming пошла ва-банк. И 20 марта 2018 года World of Tanks, находившаяся в вечном раннем доступе, получила релизную версию 1.0. Главным нововведение — принципиально новый движок Core собственной разработки. Он обеспечил не только улучшение картинки, но и адекватную физику с разрушаемыми объектами. «Танки» перестали напоминать песочницу с пластмассовыми игрушками и стали похожи на ААА-продукт.

Полный список изменений тянет на отдельную статью, поэтому можете просто нам поверить — теперь всё выглядит действительно круто. Также были произведены правки некоторых карт в соответствии с отзывами бывалых танкистов. Значительно изменился ангар. По сути, он переехал на базу под открытым небом в лесу. Отдельного упоминания заслуживает звуковое сопровождение: новая музыка для World of Tanks записывалась Пражским симфоническим оркестром. Она создаёт  уникальную атмосферу для каждой карты.

Что в итоге? Новая аудитория получила конкурентоспособный движок и современную физику. Ветераны сражений, сделавшие за эти годы не один апгрейд, — долгожданную графику, соответствующую актуальному «железу». А баланс? Баланс будет. Как только, так сразу. Когда даже новая графика и физика не смогут больше удерживать комбатантов у монитора.

 

Полноценный релиз War Thunder состоялся в декабре 2016 года — правда, принёс он на тот момент только японскую ветку наземной техники и ряд косметических изменений. Скорее всего, официальный выход был продиктован желанием показать, что работы ведутся, а жить стало лучше и веселее. Однако в марте 2018-го произошёл переход на новый движок Dagor 5.0: с детализированным ландшафтом, погодными эффектами, улучшенным сглаживанием и обновлённым звуковым сопровождением. Аккурат на три дня раньше конкурентов. Совпадение?

Изменения произошли и в геймплее — впрочем, в основном косметические. Флот, увы, не завезли: морские сражения по-прежнему доступны только владельцам премиум-пакетов раннего доступа. И то не чаще нескольких дней в месяц.

 

Гадание на танках

Так что же происходит с танковыми боевиками, как они докатились до текущей ситуации и какое будущее их ждёт? Обе компании говорят об успешном обновлении и возросшем интересе со стороны фанатов. Насколько интерес действительно вырос и надолго ли его хватит — другой вопрос. Точных цифр ни Wargaming, ни Gaijin Entertainment не сообщают. О результатах можно судить по косвенным показателям: например, по количеству зрителей на Twitch. И здесь начинается интересное.

По данным сервиса статистики SullyGnome.com, с июня 2017-го года просмотры у World of Tanks заметно сократились, упав с 8-7 до 4 тысяч человек — и держалось на этом уровне вплоть до нынешнего марта. Количество самих стримов при этом уменьшилось незначительно: с июля по сентябрь World of Tanks демонстрировали примерно 135 каналов в месяц, откатав в среднем 100-105 тысяч часов. То есть заядлые поклонники не прекращали стримить любимые «Танчики», но широкой публике они были уже не столь интересны. Данные за апрель 2018-го в общий график SullyGnome не попали, но, судя по последним подсчётам, сейчас World of Tanks собирает от 10 до 15 тысяч просмотров в среднем — это в два-три раза лучше, чем за предыдущие месяцы.

Будет ли WoT и дальше демонстрировать подобные показатели — другой вопрос. Сейчас публика разделилась на два лагеря: одни считают, что обновление было удачным, а другие сетуют, что проект уже «». Вот лишь некоторые из отзывов на игровых форумах:

Каждый раз, когда начинаю бой, игра вылетает. При повторном заходе попадаю в бой (который уже минут 5 как идёт) и ужасаюсь.. Раньше всё просто летало на максимальных настройках, а сейчас стоит то ли ниже среднего, то ли что (рекомендуемые), и я ничего не понимаю. Заборчик — и тот не рушится. Такое ощущение, что я запустил её не на своём (проверенном предыдущей версией) компьютере, а на Dendy каком-то.

Играть невозможно. Если за ближайшие месяц-два не допилят, буду удалять. А жаль. Играл уже очень давно. Любил игру =(

Не всем по душе и обновлённые карты. Даже опытные ветераны стали теряться, и если кто-то обрадовался шансу «открыть для себя игру по-новому», то некоторые решили бросить её окончательно. Впрочем, тех, кому апдейт искренне понравился, тоже оказалось немало. Сама Wargaming реакцию аудитории оценивает как положительную. Такую оценку подтвердил и источник 4PDA в кипрском отделении компании, общавшийся с изданием на условиях анонимности.

Результаты War Thunder на том же Twitch куда скромнее — сразу видно, что популярностью у стримеров она не пользуется. На YouTube официальный канал «улиток» демонстрирует скромные, но стабильные показатели — от нескольких десятков до пары сотен новых подписчиков в день, до ста тысяч просмотров по будним дням и пару-тройку сотен — в выходные.

И в этом — кардинальное отличие двух проектов. Изначально рассчитанная на широкую аудиторию World of Tanks берёт охватом. Но несёт потери, когда появляются другие популярные сетевые хиты — спад лета 2017-го года пришёлся аккурат на взрывной рост PUBG и ей подобных. Более хардкорный War Thunder, напротив, привлекает сравнительно небольшое число поклонников — но удерживать их куда проще, ведь альтернативы практически нет. С полноценным запуском флота у «гайдзинов» будут все шансы оттянуть на себя и часть аудитории World of Warships.

«War Thunder прочно закрепился в своей нише реалистичных военных симуляторов. Поэтому оттока аудитории в PUBG и уж тем более традиционные MOBA мы не заметили. Даже если наши игроки заходят разок-другой погонять в PUBG, потом они всё равно возвращаются в War Thunder. Это всё же слишком разные игры, чтобы одна могла полностью заменить другую», — Вячеслав Буланников, продюсер War Thunder.

Времена меняются, а вместе с ними и тренды. Но стоит ли сегодня говорить о скором уходе танковых баталий из сегмента многопользовательских развлечений? Вряд ли. Конечно, геймеры спешат попробовать новые для себя жанры, но многие ли остаются в них надолго? История «танков» насчитывает уже семь лет, и аналогов им пока не придумали. А популярные нынче «королевские битвы» уже через год могут оказаться на обочине игростроя, уступив место очередному модному веянию. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что жизнь в виртуальных ангарах есть и сегодня. А вот есть ли у неё перспективы, покажет лишь время.

 

Источник: 4pda.ru