Обзор Super Mario Odyssey — лучшая игра всех времён и народов?


Каждый год одно и то же: что ни громкая новинка от известной студии, то прекрасный, почти безупречный хит с высокими баллами. 8 из 10, 9 из 10, 10 из 10 — послушать критиков, так многим ААА-проектам на роду было написано стать шедеврами. 2017-й оказался особенно богат на подобные релизы — Resident Evil 7, Horizon Zero Dawn, Persona 5, Wolfenstein II… И гордо возвышается над всеми Super Mario Odyssey — произведение, которое впору назвать самой высокооценённой игрой всех времён и народов. Результат, зная Nintendo, ожидаемый. Вот только заслуженный ли?

Так сразу и не скажешь. С одной стороны, пресса действительно любит разбрасываться «десятками» и раздувать из мухи слона: поди угадай где настоящее произведение искусства, а где просто неплохой тайтл, оказавшийся в нужное время в нужном месте. С другой — после долгих часов за новым шедевром Nintendo понять восторги коллег-журналистов не составляет труда.

 

Вокруг света за 180 лун

Покорить игра ухитряется с первых кадров — ещё бы, ведь начинается история бодро, без долгих вступлений, с драматичной (насколько это вообще возможно в грибном сеттинге) экшен-сцены. Сама по себе завязка, правда, совсем банальная: Боузер вновь украл принцессу Пич — и Марио, как обычно, бросается на выручку. И всё бы хорошо, только на этот раз битва титанов кончается довольно плачевно: монстр подло сбрасывает героя за борт, а сам улетает вместе с добычей на воздушном корабле. Оказавшись ни с чем, без транспорта и даже без собственной кепки, усач отправляется в погоню. Промедление смерти подобно: похититель уже вовсю готовится к свадьбе со своей жертвой!


Злые языки любят утверждать, будто все приключения бравого итальянца одинаковые. Бегай, прыгай, дави гумб, собирай монетки и спасай девушку в беде — из года год, из выпуска в выпуск суть неизменна. Но нет, не так всё просто.

В каждой новой Super Mario японцы пытаются помаленьку переизобрести уже знакомую формулу, интегрировав какие-то инновационные элементы в привычный платформенный геймплей. Super Mario 64 адаптировала серию под 3D, Super Mario Galaxy вывела действие в космос и внесла ряд корректив в правила игры, а New Super Mario Bros. Wii впервые представила кооперативный мультиплеер аж на четырёх пользователей.


Odyssey, дебютный выпуск сериала на приставке Switch (не считая спин-оффа Mario + Rabbids), тоже не мог обойтись без какой-то интересной «фишки», способной выделить его из толпы себе подобных. Но что может быть круче межгалактических полётов и прыжков по неизведанным звёздным системам? Ответ прост: шляпы.

 

Метр с кепкой

Словно наигравшись в Mortal Kombat или Team Fortress 2, Nintendo решила превратить знаменитый головной убор Марио из простого украшения и символа в оружие из арсенала Кун Лао. Кеппи (так зовётся новая фуражка героя) — невероятно полезный инструмент в решении многочисленных головоломок и задачек. Надо прикончить какого-нибудь мелкого монстра, сломать блок или перепрыгнуть особо широкую пропасть? Не вопрос, снимайте шляпу. А если лень управлять ею самому и хочется кооператива — зовите приятеля, вручайте ему Joy-Con и получайте новые ощущения от столь необычной работы в команде.


Но вышеперечисленные трюки — далеко не самые интересные и удивительные способы применения новинки. Поскольку дело происходит в волшебном мире со специфическими правилами и необычной логикой, Кеппи позволяет своему владельцу в буквальном смысле захватывать тела животных и многих врагов. Достаточно бросить её в ничего не подозревающую цель — и вуаля. Гумбы, люди, лягушки, даже предметы обихода вроде электропроводов и канализационных люков — список трансформаций широк и велик, и каждая из них кардинально меняет происходящее на экране хотя бы на пару минут.

Остаётся только гадать, как и при каких обстоятельствах данная идея пришла кому-то в голову — но она без преувеличения гениальна. За долгие часы Super Mario Odyssey просто не успевает надоесть, подкидывая приятные сюрпризы один за другим. Когда-нибудь могли себе представить играбельного тираннозавра в игре про Грибное Королевство? Или возможность оседлать (в прямом смысле) пулю? Благодаря столь неординарному напарнику перед нами словно не одна полноценная игра, а целый сборник необычных забав, интерактивная версия творческого поиска сотрудников Nintendo.


«А что если посадить героя в танк? Или позволить превращаться в знакомых по серии монстров? А как насчёт того, чтобы Марио растягивался в длину или летать?» Сплошные инновации — да, мелкие, зато запоминающиеся и проработанные. Поразительно, как с помощью ровно одной свежей идеи японцы умудрились привнести в геймплей десятки уникальных (и очень хорошо проработанных) механик. Поразительно — но объяснимо.

 

Маниакальное внимание

Дело в том, что Super Mario Odyssey — игра, которую делали настоящие мастера своего дела. Не самозванные гении, творящие кто во что горазд во имя своего авторского видения. Не скромные ремесленники, которые трудятся в поте лица в страхе от неумолимо приближающегося дедлайна. Перфекционисты. «Одиссея» (как The Legend of Zelda: Breath of the Wild полгода назад) демонстрирует: в Nintendo сидят люди столь умелые и сосредоточенные, что им недостаточно сделать «хорошо» и «необычно» — им надо сделать идеально, сколько бы это у них не заняло ресурсов и времени.


И это не пустые слова. Каждый мир, каким бы большим или малым он не был, продуман до мелочей — никаких унылых пустот, любой бессмысленный на первый взгляд тупик для чего-то нужен. Округа напичкана NPC с уникальными диалогами, побочными миссиями или достопримечательностями — чтобы гость не потерялся или (не дай бог) не заскучал. Даже рядовые противники с умом расставлены по локациям, представляя угрозу, но не досаждая почём зря. А чёткое, выверенное управление персонажем и камерой превращает исследование поразительных, чудных миров из рутины в ни с чем не сравнимое развлечение.

То же самое и с механиками: какими бы простыми или даже примитивными не казались новые способности на первый взгляд, дизайнеры используют каждую на полную катушку, позволяя геймеру отыграть все возможные ситуации с их участием. Какие-то моменты повторяются слишком часто (например, необходимость выстраивать башни из гумб или бегать за нотами на время), но контекст и обстоятельства всегда разные — ровно как и стоящие на пути препятствия.


Даже сложность подобрана безупречно. На первом прохождении (где-то до титров) она ощущается лишь вскользь — кажется, будто новая Super Mario уж больно проста. Но нет: так разработчики стараются не перебарщивать, оставляя самые тяжкие испытания на потом, на пост-гейм. Японцы понимают: не каждому хочется перепроходить одно и то же по 100 раз, встретив какой-то особо жестокий акробатический эпизод — и решают проблему баланса с элегантностью маэстро. Так что разочаровываться раньше времени не стоит. Как только Боузер окажется не у дел, а в уже знакомых Царствах возникнут дополнительные миссии, и без того ударная Odyssey прямо-таки расцветёт. Хотели хардкора? Будет вам и хардкор!

Прекрасная динамика, чёткое понимание своей публики и геймплей, который «держит»… Страшно признавать, но Nintendo в очередной раз сделала великолепное приключение для всей семьи.

 

Дело в шляпе

Разумеется, последняя фраза звучит высокопарно, — даже пафосно — но именно к такому выводу приходишь, «осваивая» Odyssey вечерами после работы. Даже каких-то серьёзных недочётов нет — а мелкие огрехи легко объяснимы и, по сути, не особо портят общее впечатление.

Например, сценарий прост и очевиден — но подан со вкусом, да и поставлен на удивление качественно. Графика технически устарела — а смотрится всё равно живописно. Лишь управление стоит пожурить — некоторые движения и приёмы с Кеппи надо выполнять отсоединёнными Joy-Con, что не всегда удобно. С другой стороны, счастливо дойти до финала выйдет и без них, так что тоже не проблема.

К Super Mario Odyssey действительно сложно подкопаться по существу: произведения столь продуманные не оставляют места для критики. Можно по-разному относиться к Nintendo, её бизнес-решениям и политике, но одного у компании всё же не отнять — в ней обитают действительно талантливые люди. И каждое их произведение для нас — словно праздник.

 

Достоинства:

  • увлекательный и постоянно удивляющий находками геймплей;
  • горы разнообразного контента на десятки часов;
  • красивые и запоминающиеся миры;
  • отличный саундтрек;
  • портативность без досадных компромиссов;
  • занятный кооперативный режим;
  • компетентная локализация.

Недостатки:

  • до обидного низкая сложность в основной части игры;
  • относительная линейность по сравнению с предыдущими частями;
  • скучноватые боссы;
  • перебор с наградами и трофеями.

Выходные данные

  • Платформы: Nintendo Switch
  • Разработчик: Nintendo EPD
  • Издатель: Nintendo
  • Дата выхода в России: 27 октября 2017 года
  • Локализация: полная русскоязычная локализация
  • Похожие игры: Super Mario 64, дилогия Super Mario Galaxy, Spyro 3: Year of the Dragon, Jak and Daxter: The Precursor Legacy
  • Стоит ли покупать сейчас? Да, если вы владелец Nintendo Switch

Скачать на Nintendo Switch

Автор текста: Игорь Ерышев

Источник: 4pda.ru