Napoleon: Total War: Обзор
Игра: Napoleon: Total War Платформа: PC Жанр: add-on, strategy Дата выхода: 23 февраля 2010 г. Разработчик: The Creative Assembly Издатель: Sega Издатель в России: 1C-СофтКлаб Локализатор: СофтКлаб Официальный сайт | Русскоязычный сайт |
Total War никогда не кончается. И Total War всегда возвращается. Но обычно каждая следующая стратегия серии приходит в совершенно новом платье. То мы видим на ней японское кимоно, то средневековые тяжелые доспехи, то заявится она в бронзовой римской кирасе. Ну а в последний раз вышла в свет в военном мундире XIX столетия. Прошло несколько лет, а дочка The Creative Assembly так и не примерила ни форму офицера Первой мировой, ни какую-либо другую, а продолжила носить свой старенький мундир. Только ныне синего цвета. Чтоб все знали — служит она Наполеону. И верна исключительно ему…
Хоть о выходе Napoleon: Total War стало известно еще до появления на прилавках Empire, все же кажется, будто разработчики выпустили ее только ради исправления ошибок предыдущего проекта. Очень уж неоднозначной получилась последняя стратегия. С одной стороны преобразилась картинка, но с другой — это было не такое развитие графики, как от Medieval до Rome. Вроде сильно изменился геймплей, но при этом мушкет оставался все еще хуже шпаги. И было что рассказать, да история как-то не склеилась, получилось слишком в общих чертах и неинтересно.
Сначала думаешь: «Господи, да зачем игре 20 гигабайт на жестком диске?!» Но после заставок с такой детализацией многое понимаешь…
И только послышались недовольные крики после выхода Empire, как The Creative Assembly сразу же напомнила, что есть еще Napoleon, где все будет иначе, а главное — лучше. Намного лучше.
Но после знакомства с пресс-версией мы смогли точно убедиться лишь в одном — иного в Napoleon действительно очень много. Но насколько оно действительно лучше и имеет ли это дополнение вообще право носить имя Total War? Не сделали ли разработчики что-то уж очень другое? Вот об этом сейчас и поговорим.
Первые кампании за Наполеона — это поход от одного города к другому.
Большие шаги маленького человека
В отличие от всех других стратегий серии Total War, в Napoleon есть настоящая кампания. То есть она не сводится к трем фразам наставника: «Сейчас нелегкие времена, но у тебя большое будущее. Нагни их, сынок!» Здесь перед нами вся история жизни Бонапарта. И каждый ее этап — отдельная глава.
Как я уже отмечал ранее, первые четыре главы кампании — это смесь «Короля Артура» с классической Total War. С одной стороны вроде бы все как встарь. Ходят генералы, таскают за собой солдат, захватывают поселения, а на тактической карте меряются длиной клинка и силой армии. Однако в то же время перед нами не весь мир и даже не его четвертинка, а только место, где в те годы безобразничал Наполеон.
Выбрали итальянскую кампанию? Так вот вам известный «сапог» да несколько дополнительных провинций в округе. Все остальное заперто за непроходимым туманом войны. Отправились в Египет? Путь к Европе будет отрезан. Нечего вам там делать.
В кампании за коалицию доступны четыре фракции. Одна из них — Россия.
И помимо сражений появляются еще и разнообразные задания. И их гораздо больше, нежели во всех других Total War. Все-таки там у нас была свобода, выбор. Кого хотели — ставили на колени и заставляли со… страдать. Здесь же есть главная цель, к которой хочешь не хочешь, а надо прийти. И прийти в кротчайшие сроки. Отсюда и обилие простеньких второстепенных миссий. Захвати тот город, убей того генерала, сюда не ходи, туда ходи, быстрее заканчивай. Стратегическая составляющая доведена до минимума.
Интересна ли такая Total War? Мне кажется, не очень. Она ничем не лучше Empire или Rome, нет ничего, что делало бы ее «вкуснее» тех глобальных завоеваний. Но при этом она сильно урезана (если не придумать слова пожестче), да еще и уступает недавнему «Королю Артуру», где были артефакты, настоящие квесты, диалоги, интересный сюжет.
На Москве карта и заканчивается. Не странно ли это?
Эпичность снова с нами
Зато будто бы в награду за выдержку и то, что мы таки смогли получше узнать, чем же еще занимался Наполеон, кроме как мерз в Москве да жарился на острове Святой Елены, разработчики в последней главе истории… вновь вводят практически настоящую Total War. С политикой и свободой.
Только опять-таки несколько особенную. Обычно нам приходилось что делать? Заключать союзы, медленно развивать свою державу. Здесь же вся Европа против нас, а те, кто решил подружиться с Наполеоном, просто столь слабы и беспомощны, что капитуляция или война были бы практически незаменты.
Но отчасти это и весело. Да и не просто весело, а чертовски азартно. Вот тут и виден нрав Наполеона. Когда вы бросаете вызов всем и готовы как дать оплеуху надменной Англии, так и укротить беспокойный русский дух со всеми Болконскими, произносящими оду небу прямо в пылу сражения, — это заводит. Но не как Мария-Роза, а как Бородинское сражение или смелый поход на Москву.
Дипломатия здесь состоит из двух разделов. Общение с нормальными странами и… остальными.
И хоть Napoleon: Total War довольно исторична, здесь нет полного следования действительности, как в «Дне победы». То есть если захотите, то Москва сгорит еще в 1807 году, а может, вы и сразу Петербург возьмете. И пусть «Cher Alexander» молит о том, чтобы вы вообще оставили на свете Россию…
Но вновь напрашивается сравнение с прочими стратегиями серии Total War. В них у нас был большой временной промежуток. И что точно делать — как-то непонятно. Можно пойти на восток, можно — на запад. Начать активно заключать союзы или же сразу найти народ, который просто жаждет быть загеноциденным. Ну а у Наполеона какой выбор? Слева враги, справа негодяи. Даже наверх смотришь, а там англичане зубы скалят — все против нас. Так что разработчики и не дают нам развернуться да поиграть в классическую Total War.
Поле в дыму, камера выхватывает самый сочный момент, а мы судорожно руководим обороной. Какая прелесть.
Покажи французу фигу
Почти не дают. Ибо помимо наполеоновских приключений есть здесь еще кампания за коалицию. И вот тут у нас впервые появляется возможность выбрать державу и действительно хоть как-то заняться политикой. Стали царствовать в России — так надо будет не только европейцам помогать, но еще и с соседями разбираться. Шведы вон совсем захирели, можно тихой сапой несколько провинций скушать. На юге некогда великие государства ныне выглядят жалко, и если их сейчас оккупировать, то потом и Бонапарту по шее будет проще дать.
В общем, есть из чего выбирать. Хотя, конечно, долгосрочные стратегии выдумывать сложно. Если ввязаться в какую-нибудь масштабную военную кампанию, то к приходу французов можно и не успеть подготовиться. Расплещете армию, поназахватываете городов, а к главному противостоянию эпохи готовы не будете.
Думаю, суть стратегической части Napoleon: Total War ясна. Это более сюжетная, «закрытая», так сказать, игра. Но разработчики и не старались создать полноценную новую часть. Это ведь все-таки дополнение к Empire: Total War. Развитие ее идей и возможность показать что-то другое, не то, что мы уже столько лет подряд видим. Получилось ли? Не очень. Пока The Creative Assembly пекла свой «Наполеон», другая компания выпустила схожего «Короля Артура». Но там получилось лучше. Во всяком случае, именно в глобальном режиме.
Битвы на море стали интереснее, но до сих пор сильно уступают «Корсарам». Любым.
Да будет бой!
Но, как часто говорят, больше всего ценятся в Total War битвы тактические. Что с ними стряслось в «Наполеоне»?
Главное — они похорошели. Стали действительно интересными и более сложными. В Empire солдаты верно считали пулю дурой; штык и сабля нравились им гораздо больше. И потому тактика была половинчатая. Вроде бы стрелять уже можно, но и рубить все еще хорошо.
Но действие Napoleon: Total War происходит позже, когда именно мушкет позволял полководцам одерживать верх над противником. Если солдаты помчатся на хорошо вооруженного противника, то сначала будут размяты ядрами, а потом падут от трех залпов стрелков. Так что хотите или нет, а принимать новые правила военного дела придется.
И, знаете, едва ли кто-то станет жалеть о былых временах. Сражения в «Наполеоне» одни из лучших во всей серии. Во-первых, они выглядят очень красиво. Во-вторых, тактика здесь хоть и довольно медлительная, но очень сложная и хитрая.
Только представьте. Враг на глобальной карте застиг нас возле небольшого поселения. Местность ухабистая, сложная для быстрого бега. Да даже идти нелегко — то вверх, то вниз. Плюс еще льет дождь, солдаты замедляются и постоянно жалуются на мокрый порох. У нас позиция лучше: позади несколько домов, на пути у неприятеля лес, справа тоже небольшая роща. Можно спрятаться, занять более выгодную позицию и бить артиллерией, пока недруг наступает.
Брать города теперь — дело плевое. Стен нет, дома быстро рушатся. Да и забежать в здание и всех там порубить никто не запрещает.
Приказания даны, издалека слышится барабанная дробь и выкрики французских офицеров. Солдаты наводят пушки, а два отряда гусар расходятся в разные стороны и прячутся в лесу на флангах. И тут камеру жутко встряхивает, сначала подбрасывает вверх, потом резко опускает вниз, слышится гром. Оказывается, артиллерия дала залп. И это действительно очень эпично. Каждый выстрел сотрясает землю.
А через несколько секунд начинают бить еще и вражеские пушки. Только что стратегически важное здание было цело, и мы надеялись из него стрелять по французу, как прямо на глазах оно развалилось, и из него посыпались мертвые бойцы.
Артиллерия неприятеля продолжает греметь над полем боя. И поскольку наши солдаты стоят, то чуть ли не каждое попадание — точное. Десять трупов, двадцать, один отряд уже собирается бежать: он видит, как приближаются французы, но сделать пока еще ничего не может. А с неба раз за разом прилетает смерть. Сложно не запаниковать…
И вот тут мы пускаем гусар, которые быстрым наскоком сносят артиллерию и разворачиваются для удара французской пехоте в тыл. Но она, разумеется, успевает сманеврировать, занимает удобную позицию, даже вскидывает мушкеты, готовясь к выстрелу. Но кавалерия не станет атаковать. В эту секунду отдаем приказ артиллерии дать залп по остановившемуся неприятелю. Сразу шесть ядер падают точно в центр построения французов, и пока недруг перегруппировывается, паникует и не понимает, что ему делать, мы бегом отправляем стрелков поближе и командуем: «Огонь!»
Исторические битвы, пожалуй, лучшие в серии. Наполеон сам рассказывает, что он хочет сделать и как следует поступить. Стоит ли ему верить? А кто больше полководец — вы или он?
Рокот мушкетов божественен! Щелкают затворы, огонь вырывается наружу, к небу поднимается дым. Даже нам уже сложно понять, что происходит. Все будто в тумане, да еще идет дождь. Кто-то кричит на русском, кто-то явно ругается на французском, гусары же… нет, не гадят в пианино и не пристают к Наташе Ростовой, они догоняют отступающих и не позволяют врагу перегруппироваться.
Napoleon: Total War просто необходимо было выпустить. Ибо только эта игра смогла раскрыть весь потенциал битв с применением мушкетов. После нее возвращаться в Empire уже попросту невозможно…
Да, пускай на стратегической карте Napoleon: Total War не столь хороша и не позволяет нам вспомнить те деньки, что мы проводили за Rome: Total War. Однако это дополнение позволяет вдоволь повоевать и попробовать все те тактики, что выдумывали Суворов, Бонапарт, Кутузов.
Плюсы: замечательные музыка и озвучка; сложные и интересные тактические битвы; хороший стиль, все нарисовано и подано мастерски.
Минусы: слишком уж линейная и не раскрывающая характер героя кампания за Наполеона; игра подтормаживает.
Источник: stopgame.ru